Два года назад норвежский концерн Orkla вступил в конфликт с российским холдингом “Объединенные кондитеры” за права на советские бренды конфет. После нескольких лет судов скандинавы пошли на мировую с лидером отечественного кондитерского рынка, заплатив почти 70 млн. руб. в качестве компенсации. Взамен Orkla получила лицензию на производство конфет “Кара-Кум”.
Согласно материалам Роспатента, в декабре 2013 г. московская фабрика “Красный Октябрь”, принадлежащая холдингу “Объединенные кондитеры”, предоставила норвежскому концерну Orkla лицензию на выпуск конфет “Кара-Кум” сроком на два месяца, до 15 февраля 2014 г. Договор был заключен 17 декабря. Член совета директоров “Красного Октября” Артем Кузнецов отказался комментировать это соглашение, а пресс-служба “Объединенных кондитеров” в ответ на запрос прислала редакции предложение на подписку новостей холдинга. Представители Orkla также отказались комментировать соглашение, добавив, что судебные споры между “Оркла Брэндс Россия” и фабриками группы “Объединенные кондитеры” по вопросам использования товарных знаков завершились в 2013 г. заключением мировых соглашений. Заключение столь краткосрочного лицензионного соглашения можно объяснить тем, что “Объединенные кондитеры” дали возможность Orkla легализовать часть нереализованной продукции под этим брендом, выручка от продаж которой пойдет на выплату компенсации правообладателю, предположил топ-менеджер одной из кондитерских фабрик. Стоимость лицензии на выпуск конфет рассчитывается индивидуально в каждом отдельном случае, подчеркнул один из участников рынка. “Роялти может выплачиваться в форме единовременной фиксированной суммы, а может рассчитываться как процент от продаж продукции конкретной марки. Сомневаюсь, что максимальный процент превысит 10% от ежегодных продаж”, – пояснил собеседник.
В феврале 2012 г. Orkla со скандалом вышла из отраслевой ассоциации кондитеров “Асконд”, а затем обвинила московскую фабрику “Красный Октябрь”, входящую в состав холдинга “Объединенные кондитеры”, в недобросовестной конкуренции. После этого последовала череда встречных судебных исков: скандинавы пытались лишить правовой охраны советские конфетные бренды, принадлежащие “Красному Октябрю”, а в ответ фабрики “Объединенных кондитеров” выдвигали многомиллионные иски к норвежскому концерну за незаконное использование их брендов. Год назад норвежцы потерпели первое крупное поражение в суде, который обязал Orkla выплатить 205 млн. руб. “Красному Октябрю” за незаконное пользование товарного знака, похожего на “Аленку”. В декабре 2013 г. минувшего года Orkla пошла на мировую с фабриками “Бабаевский” и “Рот Фронт” по таким же претензиям и обязалась выплатить 22 млн. и 45 млн. руб. соответственно за незаконное использование товарных знаков “Буревестник” и “Ласточка”. Эти выплаты могут оказаться существенным бременем для российского подразделения норвежского концерна, убыток которого за 2012 г. составил 1 млрд. руб. при выручке 9,3 млрд. руб.
Orkla стала не единственным лицензиатом, получившим право на выпуск конфет “Кара-Кум”. Лицензию на этот же знак сроком на два года московская фабрика передала еще и другому производителю – кондитерской фабрике “Пермская”, которая также судилась за советские бренды с “Красным Октябрем” и “Рот Фронтом”. Помимо “Кара-Кума” пермская фабрика получила лицензию сроком на два года на товарные знаки “Красная шапочка” и “Русский сувенир”. Правда, ареал распространения ограничен регионами Приволжского и Уральского федеральных округов. В мае 2013 г. пермский производитель также пошел на мировое соглашение с московскими фабриками, выплатив 3,2 млн. и 375 тыс. руб. соответственно. Выручка регионального производителя за 2012 г. составила 634 млн. руб., чистая прибыль – 9,3 млн. руб. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)