В РФ идет сокращение производства молока. Вместе с тем на субсидии на 1 литр реализованного товарного молока в рамках подпрограммы “Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства” выделено 8,4 млрд. руб. Это примерно на 30% меньше по сравнению с 2013 г., где уровень поддержки составляет 12,76 млрд. руб. с учетом дополнительных средств, что, кстати, как показывает практика, также недостаточно для достижения индикаторов, заложенных в госпрограмме.
В этом году в АПК были введены принципиально новые формы поддержки – такие, как субсидии на гектар пашни и субсидия на единицу продукции. С одной стороны, это хорошо, так как мы с вами интегрируемся с мировым сообществом и переходим фактически на европейские стандарты. С другой – мы пока значительно отстаем от той же самой Европы в финансовом эквиваленте, что делает наших сельхозпроизводителей неконкурентоспособными. Кроме новых форм в действующей госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 г. сохранены прежние формы господдержки, например субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, на которую приходится около 70% всех средств. По данному вопросу до сих пор идут бурные дискуссии, так как вопрос действительно сложный и требующий деликатного решения. Пока и по технической оснащенности, к сожалению, мы в разы уступаем европейским странам. Сегодня в Российской Федерации на 1000 га посевов приходится 3 единицы зерноуборочных комбайнов, тогда как в США – 15 единиц, а в Германии – 28 единиц (в 9 раз). Мощность тракторных двигателей на 100 га посевных площадей в России составляет 34,8 л. с., в США – 200 л. с., в Германии – 397 л. с. (в 11 раз). В имеющемся парке сельскохозяйственной техники в России (тракторы – 301200, сеялки – 115 400, культиваторы – 108 700, зерноуборочные комбайны – 72300, кормоуборочные комбайны – 17100) около 70% всех тракторов и более 55% комбайнов старше 10 лет, при том что нагрузки у нашей техники более чем серьезные. Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники составляет 3,3. Коэффициент выбытия – 5,3, в 7-12 раз больше, чем в странах ЕС. Вот почему при принятии бюджета на 2014 г. депутаты нашей фракции так упорно настаивали на увеличении финансирования еще по одной статье – технической модернизации АПК, так как при сегодняшнем ресурсном обеспечении госпрограммы и целевых показателях техническую революцию в АПК не сделать. Так, целевой индикатор по технике, в частности по зерноуборочным комбайнам, заложенный в госпрограмме на 2013 г., минимум в 3,4 раза меньше, чем реально обновляется техники сейчас. И в 15,7 раза меньше, чем необходимо для выполнения показателей, заложенных в госпрограмму. Понятно, что ситуацию с обновлением парка сельхозтехники необходимо кардинально менять, причем в ближайшее время.
Наш комитет проанализировал госпрограмму развития сельского хозяйства до 2020 г. и считает, что госпрограмма нуждается в корректировке, причем как самих индикаторов и механизмов, так и ресурсного обеспечения из федерального бюджета. Например, целевые индикаторы, заложенные в госпрограмме по мясу и производству молока, в 2014 г. выполнены не будут. Более того, уже сегодня происходит сокращение как производства молока, так и поголовья стада в целом. Вместе с тем мы наблюдаем увеличение импорта. Например, только за девять месяцев этого года импорт молока увеличился на 32,2%, сливочного масла – на 44,8%, сухого молока – на 64,4%. Я уже не говорю об индикаторах по социальному развитию села, их стало значительно больше в связи с переходом на новую программу “Устойчивое развитие сельских территорий”, но, к сожалению, они не решают главную задачу – развитие этих территорий. У нас в стране, добывающей газ и нефть, газифицировано около 55% населенных пунктов, а о водоснабжении и канализации говорить не приходится. То есть я полностью разделяю слова нашего президента, который в своем послании Федеральному собранию сказал большое спасибо селянам за хорошую работу и за хорошие результаты. На мой взгляд, они действительно настоящие герои, которые, несмотря на все вызовы природы, собрали такой урожай. В этом году мы собрали 96,4 млн. т зерна в бункерном весе. Вместе с тем сегодняшняя ситуация, сложившаяся с посевом озимых, тревожная – мы (по самым оптимистичным прогнозам) недосеем около 11% посевных площадей, а значит, весной нам придется это компенсировать за счет увеличения площади посевов яровых культур, что с предусмотренным финансированием сделать будет сложно. Очевидно также, что при таких объемах финансирования решить задачу по сбору урожая на уровне 95 млн. т зерна будет затруднительно. Поэтому нашему комитету совместно с Минсельхозом России и экспертным сообществом в ближайшие месяцы предстоит большая работа как по корректировке госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 г., так и по определению приоритетов господдержки. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)