С 2002 г. рынок органической еды вырос на 170%, сообщает International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM). В 2011 г. этот сегмент отрасли достиг $63-миллиардного объема продаж по всему миру. Крупнейшая доля рынка принадлежит США, продажи в этой стране составили $31,5 млрд.
По подсчетам IFOAM, мировой спрос растет в среднем на 19,5% ежегодно. Однако предложение сильно отстает, и большая часть производства приходится на развивающиеся страны. Большую часть риса жители США получают из Камбоджи с постоянным ростом объема импорта. В прошлом году было импортировано 80 т органического риса. Однако в начале этого года в страну прибыла новая партия массой в 114 т.
Органическая еда и напитки производятся на 37,2 млн. га в 162 странах. Всего по миру под земледелие и скотоводство отведена ничтожная доля площадей – 49 млрд. га. Филип Ван ден Босх, председатель правления Advancing Eco Agriculture, отметил: “Скорость продаж неуклонно растет, однако мы не можем увеличить производство. Создание органической еды имеет массу преимуществ как со стороны здоровья и экологии, так и с точки зрения экономики. Наша единственная задача – поймать момент”.
Потенциальных производителей отпугивают краткосрочные проблемы, которые сейчас встают перед органическими фермерами. Основной такой проблемой сектора является нехватка сырья вроде зерна, сахара и корма для скота. Нехватка ресурсов выгодна для продуктовых предприятий, которые позиционируют себя как “местные” производители, а также для еды с маркой “натуральная”. Начинающие фермеры жалуются на дороговизну органических лицензий на Западе и трудоемкость традиционных методов, из-за которых они вынуждены тратить больше денег на труд и менеджмент и повышать стоимость своих товаров. В то же время наука не может пока дать однозначный ответ на вопрос о пользе органической еды. Неуверенность возникает из-за состояния почвы, а не производственных методов.
Несмотря на это, фрукты и овощи пользуются самым большим спросом. По подсчетам Organic Trade Association, эти продукты занимают почти 40% спроса на органику. Второе место занимают молочные продукты. Их доля составляет чуть больше 11%. До кризиса продажи органической еды стабильно росли примерно на 21% в год. Несмотря на снижение спроса, доля органики на общем рынке продолжала расти и сейчас составляет примерно 5% от общего пищевого рынка. Непищевая органика в это время росла на 7% в год. В частности, продажи органической ткани растут на 16%, а косметики – на 7%. Исследовательский фонд органического хозяйства регистрирует повышенный интерес к этому товару в Германии и Японии и предсказывает ускоренный рост экспорта.
С точки зрения долгосрочной перспективы и стабильности органика – самый выгодный сектор сельского хозяйства, по версии Agronomy Journal. Исследования журнала охватили 18 лет и показали, что даже без дополнительной наценки органические продукты все равно приносят больше денег, чем обычные. При этом производство несет гораздо меньше рисков при низкой окупаемости.
Между тем органический сектор также показывает растущий аппетит на квалифицированных работников. Сейчас около половины всех компаний в бизнесе находятся в активном поиске рабочей силы. Около 40% – в основном малых предприятий – стабильно удерживают своих сотрудников и не нуждаются в пополнении.
Иными словами, создание и реализация органического товара становится перспективной сферой карьеры и развития. На данный момент наибольший потенциал находится в таких направлениях, как почвоведение, агрохимия, “натуральная” дезинсекция, использование вторсырья. По оценке Бюро трудовой статистики США, большинство успешных фермеров ведут свое хозяйство самостоятельно и ни на кого не работают. Это связано с тем, что развитие науки позволяет добиваться большого урожая и высокого качества при минимальном ручном труде. Большая часть начинающих фермеров добиваются прибыли именно в органическом секторе в связи с ростом интереса к натуральным продуктам. Начинается это с простого огорода и постепенно разрастается до нескольких гектаров. Если местность непроходима для машин, то работа ведется вручную, и временно нанимаются рабочие.
Прежде чем человек задумается об открытии органического хозяйства, стоит учесть чужой опыт. Каждое такое предприятие тоже должно добиться своего места под солнцем. Одним из таких предприятий является ферма Westwind Gardens, которая работает уже 18 лет и добилась хороших результатов. Основатели фермы Филип и Элизабет Смит занимались органикой с того момента, как открыли ферму. Вначале для них это означало низкие расходы, так как большинство ресурсов были дешевы и находились неподалеку. Табун лошадей на соседнем ранчо бесплатно снабжал их удобрениями, а все продукты они продавали на субботнем сельском рынке. До открытия своей фермы Филип и Элизабет Смит изучали растениеводство, и Филип пошел набираться опыта. Он работал на нескольких фермах, в то время как Элизабет училась продавать пищевой товар.
“Прежде чем заниматься такими вещами, человеку нужно получить соответствующее образование”, – предупреждает Элизабет. Она говорит так, потому что большинство желающих приезжают из города и не знают деревенской жизни в должном объеме. Хорошим началом может стать прохождение практики во время учебы в вузе. Но на деле не все так просто выходит. В начале этого десятилетия вузы в США и Великобритании столкнулись с проблемой переполненности ферм практикантами. Многие фермы заполняют все вакансии еще до начала посевного сезона. В результате многие студенты вынуждены выбирать другие направления и ждать своего шанса.
Дело в том, что в связи с растущим интересом общества к этим товарам все больше университетов начинают предлагать соответствующее образование. Уже многие университеты по всему миру пустили программы обучения будущих производителей органической еды. Это такие специалисты, как экологи, агроэкологи, почвоведы, био- и агроинженеры и другие.
Среди огромного количества вузов передовыми университетами можно назвать несколько. В Европе это голландский Университет Вагенинген, предлагающий магистерские курсы по органическим культурам и пищевому контролю, в Азии наиболее выделяются университеты Токио и Киото, а в США, чьи университеты имеют наибольшее влияние в отрасли, особо выделяются калифорнийский Университет Девис на западном побережье и Корнельский университет на востоке. Эти вузы совмещают несколько специальностей при обучении фермеров. В курс входят как занятия по ведению бизнеса, так и курсы сельского хозяйства и экологии. Указанные университеты предлагают студентам выбрать свое направление в отрасли и получить ожидаемый опыт. Это важно, так как производство органического молока, мяса или растений потребует особого набора навыков.
Чета Смитов поясняет, что заниматься фермой – это долгосрочная работа. “Чтобы выбиться, нужно время, – объясняет Элизабет Смит. – Прежде чем мы смогли сказать, что добились желаемых результатов, прошло около 12 лет”. Филип Смит добавляет, что это занятие для тех, кто умеет ждать и любит смотреть, как появляются плоды его работы. Работа на ферме означает семидневную рабочую неделю. Во время сезона посадки весной рабочий день длится около 11 часов. “Нам было сложнее, когда мы занимались только пищевыми культурами, и мы бы однозначно прогорели, если бы продавали товар на фермерском рынке. Сейчас мы упрощаем производство и концентрируемся на своих клиентах и собственном обеденном столе”, – добавляет Элизабет Смит.
Большую часть года на ферме Westwind Gardens работают шесть человек, а во время посадки приходится нанимать еще дюжину. Большинство фермеров, посвятивших себя органике, сходятся на нескольких качествах успешного специалиста в своем деле. Основой успешного человека является крепкое здоровье, так как одно время приходится интенсивно работать на жаре и в плохую погоду, а в другое время сидеть и ждать, пока природа делает свое дело сама. На втором месте должны быть организационные навыки, присущие любому бизнесмену. Обязательным условием является приверженность органической культуре. Специалист обязан поддерживать не только себя и свою ферму, но и целую индустрию.
В последнее время люди и СМИ уделяют большое внимание еде и здоровью, поэтому требуется постоянная пропаганда. Крупные торговые сети вроде Wal-Mart, Kroger и Whole Foods Market признают органическую еду долгосрочным явлением, а не модой, и пока она захватывает свою долю рынка, ей нужна идейная поддержка. В связи с этим многим специалистам приходится постоянно учиться осваивать новые методы и проникать на новые рынки. В итоге повышается ценность людей с высшим образованием, которые способны использовать аналитическое мышление для того, чтобы реагировать на природные явления. Чтобы облегчить себе жизнь и остаться в рамках органического сертификата, многие фермеры используют машины. Механики на ферме встречаются не часто, но ценятся на вес золота.
Идея органической еды набирает все больше приверженцев и с каждым годом захватывает все больший объем рынка. Пока спрос опережает предложение, а значит, есть время присоединиться к этому глобальному явлению. Вместе с тем это не очередная попытка изменить мир и людей, а обратная реакция на генетическое вмешательство и пестициды, которые остаются в человеческом организме на долгие годы. Текущая тенденция ускоряется не только из-за прихотей моды или идей о здоровом образе жизни, но также из опасения за непредсказуемые результаты вторжения в естественный ход вещей. Единственное решение, которое остается доступно простому покупателю, это голосовать твердой валютой за ту идею питания, которую он считает правильной. (Forbes.kz/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)