Земля в России используется крайне неэффективно, а площадь пашни за 20 лет сократилась со 132 до 114 млн. га, то есть на 13,5%, рассказал профессор Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Иван Стариков. “Из оставшейся части почти 20,5 млн га зарастают лесом или заболачиваются. Во многом из-за потери земель, сокращения сельскохозяйственного производства у нас дорожают продукты, а в отличие от среднего жителя западных стран средний россиянин тратит на еду не 10-20, а 40-45% своего дохода”, – пояснил эксперт.
Нельзя развить в стране сельскую экономику, не обеспечив нормального доступа производителей к земле, не наведя порядок в юридических вопросах и главное – не преодолев бюрократический произвол, предостерегает Стариков. “Задача же эта крайне важна, так как без населённой и продуктивной сельской местности гигантские территории страны превращаются из стратегического преимущества в сущее проклятие. Нужно поддерживать коммуникации, сохранять земельные ресурсы, наконец, выплачивать социальные пособия “высвобождённым” работникам (сегодня в сельскохозяйственных предприятиях занято менее 1,5 млн. человек, тогда как в начале 1990-х их было более 10 млн.). Стране нужны подлинная частная собственность на землю и меры по поддержке работы на ней”, – заявил эксперт.
Профессор упоминает целый ряд неутешительных статистических данных: “В государственной и муниципальной собственности находится 92% всех земель, причём более половины… не разграничены между уровнями власти и, по сути, не могут легально использоваться. С частной собственностью тоже не всё ладно: средний возраст собственника земельного надела (они появились при приватизации сельхозпредприятий в 1990-е годы) составляет 66 лет, и многие участки не обрабатываются”.
Необходима мощная госпрограмма развития сельского хозяйства, утверждает Стариков. “Есть мнение, что она невозможна из-за вступления нашей страны в ВТО. Однако участие в этой организации позволяет оказывать аграриям намного большую поддержку, чем сейчас. ВТО открывает не только наш рынок для импортной продукции, но и европейские рынки для нашей”, – объясняет эксперт. Перспективы для России профессор видит, например, на рынке “чистых” продуктов, который составляет на сегодняшний день более $100 млрд. и растёт на 20-25% в год. Стариков убежден, что “при должных мерах поддержки Россия сможет занять 10-12% мирового рынка органических продуктов в ближайшие 5-6 лет”, ведь в стране есть не только земли, необходимые для такого производства, но и другие условия – например, крайне низкая химизация почв в последние два десятилетия. (АиФ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)