В России больше не будет федеральных специальных марок для бутылок водки “до 0,5 л”. Вместо них на бутылках с этим напитком появятся марки с точным указанием объема – “0,5 л” и “0,375 л”. Проект соответствующего постановления правительства подготовлен Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР).
Таким образом в РАР надеются решить проблему нестандартной водочной тары. Пресс-секретарь ведомства Александр Куликов рассказал “Известиям”, что в продаже появилась водка в таре по 0,45 л. В пояснении к проекту постановления говорится, что “визуально потребительскую тару емкостью 0,45 л от 0,5 л отличить невозможно, таким образом, потребитель вводится в заблуждение”. – Цена такой бутылки была более привлекательной. Формально нарушения нет, однако данные меры принимаются для того, чтобы подобное явление не стало массовым, – пояснил представитель ведомства. По словам гендиректора “Немирофф Водка Рус” Елены Кузьмичевой, так называемые промежуточные форматы, о которых идет речь, на рынке существуют по крайней мере полгода. – Их доля незначительна, – добавила Кузьмичева. Поэтому, судя по всему, речь идет о превентивных мерах со стороны Росалкоголя, считает она. Для больших объемов всё останется по-прежнему: “до 0,7 л”, “до 1 л”, “свыше 1 л”. Марки “до 0,1 л” и “0,25 л” также сохранятся.
Представители РАР уже сообщали о возможных изменениях регулирования минимальной цены водки. Как известно, с 2010 г. в России существует минимальная цена на бутылку водки – за это время она успела повыситься с 89 руб. до 170 руб. за пол-литра. По мнению экспертов рынка, это подорожание – одна из причин увеличения количества нарушений в алкогольной рознице. Сегодня минимальная стоимость пропорциональна объему бутылки (и крепости напитка – расчет идет по количеству чистого спирта). В ведомстве разработали проект приказа, по которому минимальную цену водки в таре больше 0,375 л и до 0,5 л приравняют к цене полулитра. Такая мера представляется менее логичной, чем ограничения на объем тары. Зато Росалкоголь может ввести ее просто приказом по ведомству. По мнению источника “Известий” в госорганах, данная мера станет актуальной, если принятие постановления о новых марках затянется. Юрист общества защиты прав потребителей “Общественный контроль” Игорь Зверев согласился с мнением, что продажу водки в бутылке 0,45 л, визуально неотличимой от тары объемом 0,5 л, по примерно равной цене, можно назвать введением потребителя в заблуждение. По мнению юриста, иск по подобному поводу имеет перспективы в суде. Юристы Центра правовой поддержки придерживаются иного мнения. Они отмечают, что факта введения в заблуждение нет, если на товаре указана достоверная информация о производителе, качестве, составе и объеме. С 1994 г. в России появились акцизные марки для алкогольной продукции. Позднее появилось разделение на федеральные специальные марки (ими стали помечать алкоголь, произведенный в стране) и акцизные (для ввезенной продукции). Первые производители приобретают в РАР, вторые импортеры закупают в таможенных органах. (Retail.Ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)