Глава компании “Росглаввино” Дмитрий Отряскин никогда не пил вина под легендарным советским брендом “Солнцедар”. Когда в начале 1980-х его выпуск окончательно прекратился, Отряскин еще учился в школе. Тем не менее предприниматель из Краснодарского края предпринял попытку перезапустить эту воспетую андеграундными писателями и поэтами торговую марку. На пути его планов встали чиновники Роспатента: по их мнению, сама попытка возродить “Солнцедар” “противоречит принципам гуманности и морали”.
Как следует из документов Роспатента, ООО “Росглаввино”, генеральным директором и совладельцем которого является 45-летний Дмитрий Отряскин, подало заявку на регистрацию товарного знака “Солнцедар” по четырем классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) еще 1 февраля 2011 г. В сентябре 2012 г. Роспатент отказал заявителю в регистрации. Поводом для отказа, по словам чиновников Роспатента, стала экспертиза, установившая, что регистрация подобного товарного знака противоречит положениям Гражданского кодекса. “Заявленное обозначение воспроизводит название дешевого суррогатного спиртного напитка, распространенного в СССР с конца 1950-х до середины 1980 гг., получившего нарицательное значение как образ и знак эпохи застоя, в связи с чем регистрация данного обозначения в качестве товарного знака будет противоречить общественным интересам”, – говорится в официальном заключении патентного ведомства. Крепленое вино “Солнцедар”, выпускавшееся на целом ряде советских винзаводов, действительно обрело фольклорную славу в эпоху позднего СССР. Производившийся из алжирских виноматериалов 18-градусный напиток имел массовый успех среди советских потребителей благодаря наиболее низкой цене на полке среди аналогичных продуктов и высокому проценту спирта. В качестве любимого напитка люмпенизированной части населения и небогатой молодежи “Солнцедар” фигурирует во многих художественных произведениях советского литературного андеграунда 1970-х, в частности в повестях Венедикта Ерофеева и Юза Алешковского, а также в городском фольклоре.
Однако по словам Дмитрия Отряскина, перезапуская “Солнцедар” в XXI веке, он не планировал выпускать ностальгический псевдосоветский портвейн. “Я выяснил, что Солнцедаром назывался курортный поселок близ Геленджика, когда-то прославленный своими великолепными виноградниками, – рассказал Отряскин. – Из винограда этого местечка делались знаменитые во времена Российской империи вина Фирсовой, которые занимали призовые места на европейских выставках наряду с винами князя Голицына. Именно эту историю я хотел донести через бренд “Солнцедар”. Тем не менее Палата по патентным спорам (ППС), куда обратился винодел, получив отказ в Роспатенте, не восприняла аргументации Дмитрия Отряскина. “Возможно, у кого-то из возрастных сотрудников ведомства имеются негативные воспоминания, основанные на опыте употребления “Солнцедара” в советское время”, – не без иронии предположил источник, близкий к руководству компании “Росглаввино”. В решении Роспатента, основанном на заключении ППС, Отряскину вновь отказали в регистрации “Солнцедара” по алкогольным классам. В своем заключении ППС отмечает, что регистрация подобного товарного знака невозможна в связи с тем, что это “противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали”.
“Обозначение “Солнцедар” получило широкую известность в отношении товаров 33-го класса МКТУ как низкокачественный дешевый плодово-ягодный напиток, получивший наименование “скипидар” и вошедший в многочисленные литературные произведения в достаточно негативном качестве, что препятствует регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении товаров 33-го класса МКТУ по основаниям п. 3 (2) ст. 1483 кодекса”, – говорится в решении ППС. В качестве компромисса Роспатент разрешил компании “Росглаввино” зарегистрировать товарный знак “Солнцедар” по рекламному и гостинично-ресторанному классам МКТУ. Комментируя очередной отказ Роспатента, Отряскин назвал аргументацию чиновников смехотворной и выразил сомнение в их профессиональной компетенции. Предприниматель планирует продолжать борьбу за регистрацию товарного знака в Арбитражном суде Москвы. “Для нас это уже принципиальный вопрос. К работе по делу будут привлечены лучшие юристы в области гражданского и патентного права, специализирующиеся на алкогольном рынке”, – говорит Дмитрий Отряскин. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)