Главный исполнительный директор крупнейшего производителя молочных продуктов в Украине и странах СНГ – компании Milkiland N.V. Анатолий Юркевич рассказал, зачем купил активы в России и Польше и почему не торопится купить белорусский завод.

– За последние полгода “Милкиленд” купил две компании: одну – в Польше (“Островия”), другую – в России (“Рыльский сыродел”). Сколько вы уже инвестировали в эти активы, сколько планируете в 2013 г.?

– В настоящее время группа производит реконструкцию сыродельного завода “Островия”, приобретенного в прошлом году. Основная цель реконструкции – выполнение требований ветеринарных органов России и Украины для получения экспортных лицензий в текущем году. Общая стоимость реконструкции может составить до 4 млн. евро. Насчет “Рыльского сыродела”, по нашим оценкам, первоочередные работы по приведению завода в порядок составит около 1млн. евро (покупка завода в России обошлась в 85 млн. руб. (около 2,1 млн. евро), в Польше – 49,3 млн. злотых (около 12 млн. евро), – ред.).

– Каковы мощности купленных активов?

– Мощность “Островии” по производству сыров составляет до 15 тыс. т продукции в год, “Рыльского сыродела” – до 3,5 тыс. т в год. Сейчас стоит вопрос не увеличения, а загрузки мощностей, потому что до приобретения они использовались не полностью.

Наработка зоны для поставок молока занимает определенное время. Тем не менее, наш бюджет на 2013 г. предусматривает увеличение загрузки мощностей “Островии” и “Рыльского сыродела”. Это должно привести к росту продаж сыров на ключевом для группы российском рынке и обеспечить наше внедрение на рынок Польши и третьих стран.

– Будет ли компания продавать продукцию российского завода “Сыродел” под его торговыми марками или реализация продукции будет исключительно под брэндами “Милкиленд”? Будут вводиться новые брэнды?

– В настоящее время мы разрабатываем детальный бизнес-план развития “Рыльского сыродела”, в том числе обсуждается и маркетинговая стратегия развития завода. Когда будет утвержден бизнес-план, мы сможем ответить на этот вопрос.

– Вы говорили, что производить сыр в России чрезвычайно дорого из-за высоких закупочных цен по сравнению с Украиной. Почему решились на производство в России?

– Прежде всего, это вопрос локализации нашего сыродельного производства в России. Это позволяет диверсифицировать наши экспортные риски. Кроме того, «Милкиленд» имеет опыт налаживания производства премиальных мягких сыров, а это продукция с высокой добавленной стоимостью. Производство таких сыров целесообразно размещать ближе к рынкам сбыта, поскольку их срок хранения ограничен. Основной в России рынок молочной продукции – это Москва, расположенная примерно в 560 км от Рыльска, откуда можно доставить продукцию в течение суток. Поэтому в нашем бизнес-плане мы рассматриваем такую возможность. Кроме того, поскольку предприятие расположено в Курской области и территориально находится недалеко от украинской границы, мы не исключаем варианта экспорта части молочного сырья из Украины.

– Вы не думали переделать под производство сыра принадлежащий «Милкиленду» Останкинский молочный комбинат в России?

– Это не является нашей целью. Дело в том, что рынок цельномолочной продукции в России растет: в прошлом году потребление выросло на 3% в объемном выражении. ОМК уверенно использует эту тенденцию. За счет роста объемов переработки молока, и главное, ввода в продуктовую матрицу продукции с высокой добавленной стоимостью, рост продаж ОМК в 2012 г. составил 15%. Эта позитивная тенденция сохраняется и в текущем году.

– Если покупку завода в России легко объяснить диверсификацией рисков, связанной с “сырным” конфликтом с Россией, то зачем вы приобрели завод в Польше? Претендуете на рынок Польши, других стран ЕС?

– Польские производители сыров сегодня уже занимают прочные позиции на ключевом для нас российском рынке и усиливают там свое присутствие. Только в 2012 г. экспорт польского сыра в Россию удвоился. Таким образом, покупая сыродельный завод “Островия” в Польше, мы планируем использовать его как инструмент усиления наших позиций в России. Кроме того, брэнд “Островия”, приобретенный нами вместе с заводом, хорошо известен на местном рынке, где под ним продавались творожки и сыры, которые полюбились полякам. Мы считаем, что использование потенциала этих продаж принесет дополнительные выгоды группе.

– Для покупки новых активов компания привлекала заемные средства?

– Мы профинансировали приобретение “Островии” и “Рыльского сыродела” за счет собственных средств группы.

– Не собираетесь ли покупать активы в Беларуси?

– В среднем цена на молоко в Беларуси в 2012 г. была примерно на 14% ниже, чем в Украине. Это, безусловно, дает конкурентное преимущество белорусским производителям. Кроме того, их доступ на рынок России обеспечивается за счет членства страны в Таможенном союзе. Для нас вопрос приобретения производителей молочной продукции в этой стране потенциально интересен, и мы постоянно анализируем ситуацию на белорусском рынке. Однако не секрет, что в Беларуси существуют определенные риски, связанные с административным вмешательством в деятельность бизнеса.

– В прошлом году компания заявляла, что намерена выкупить долю миноритариев. Какова она сегодня?

– Доля миноритариев невелика, в чистой прибыли группы за 2012 г. она составила менее 6%. Тем не менее мы последовательно проводим политику выкупа долей миноритариев. Это мы запланировали сделать и в текущем году.

– Компания сильно пострадала от сырной войны? Поставки уже вышли на докризисные объемы?

– В 2012 г. компании удалось свести к минимуму ущерб, нанесенный в ходе так называемой “сырной войны”. Поставки уже полностью восстановлены, однако усиленный порядок проверки экспортируемых нами сыров все еще действует.

– Роспотребнадзор обещал отменить режим усиленных проверок. Не сдержал обещание?

– Мы ждем официального уведомления от российского ведомства.

– Каково сегодня соотношение своего молока и молока, которое вы закупаете у сторонних фермеров, предприятий?

– На сегодняшний день собственные молочные фермы «Милкиленда» производят 3,5% от общего объема перерабатываемого молока, 22% молока поставляется от молочных кооперативов, которые сотрудничают с нами, чуть более 50% – от сельхозпредприятий и оставшиеся 25% – от частных производителей.

– Насколько изменилось соотношение своего и “стороннего” молока? Вы намерены достичь полного обеспечения своим молоком?

– В 2012 г. объем производства собственного молока вырос в два раза. В 2013 г. мы планируем достичь показателя в 4,3% по производству собственного сырья. В перспективе компания планирует получать от собственных ферм до 30% от общего объема.

– Стоимость акций компании на Варшавской бирже существенно снизилась в 2012 г. и сейчас остается примерно на том же уровне. В чем основные причины такой динамики?

– Основной причиной падения котировок Milkiland с момента IPO в декабре 2010 г. стало влияние целого ряда рисков, связанных с нашим бизнесом и описанных в проспекте эмиссии. Один из основных факторов – ограничение на экспорт украинских сыров в Россию в феврале-апреле прошлого года, которое затронуло наш основной сыродельный завод в Украине – “Менский сыр”. В 2013 г. мы планируем увеличить финансовые показатели группы и надеемся, что отсутствие новых ограничений в торговле с Россией поможет создать фундамент для роста котировок. (ЛигаБизнесИнформ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)