Еврокомиссия признала, что не может контролировать качество продуктов в рамках нынешних полномочий. Поэтому с 2016 г. хочет получить право самостоятельно устраивать проверки по всей цепочке – от ферм до прилавков и ресторанов. Это хорошо для отечественного рынка, зависимого от импорта, однако в России необходимо создать собственную систему прослеживаемости, указывают эксперты.

Тем более что ее концепция уже разработана, указывает представитель Межотраслевого экспертного совета по ветеринарии (МЭСВ) Сергей Гудков. По его словам, в настоящее время ведется работа по подготовке проекта федерального закона “О прослеживаемости продукции животного происхождения”. Отечественные эксперты согласны с европейскими коллегами, что проверки пищевых производств должны проходить спонтанно, без предварительного уведомления. Но у проблемы есть “российская” специфика. “Мы сами ослабляем свои рубежи законодательными инициативами, выводя пищевые продукты из-под контроля надзорных органов. “Мало того, мы и надзорные органы на смех всей Европе разделили на ветеринарные и санитарные. В то время как во всем мире это единый ветеринарно-санитарный орган, обеспечивающий пищевую и биологическую безопасность”, – возмущается представитель МЭСВ.

В результате страдает продовольственная безопасность страны, падает инвестиционная привлекательность отраслей, деятельность которых связана с оборотом продукции животного происхождения. Но если рынок некачественной продукции в ЕС будет сокращаться, то в других регионах он будет расти, предупреждает глава комиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре при Российском союзе промышленников и предпринимателей Герман Зверев. “Россия с населением 142 млн. человек и устойчивым стереотипом о “дешевой рыбе” является привлекательным рынком для некачественной рыбопродукции”, – считает он. Вот и получается, что мы должны проводить более консервативную политику в сфере государственного надзора, резюмирует Гудков. Любопытно, что все нулевые годы ЕС призывал Россию к либерализации государственных надзорных функций. То есть к тому, от чего теперь отказывается сам. Сегодня еврокомиссары имеют право только советовать производителям, как усилить контроль над качеством выпускаемой продукции. Надзорными функциями они не обладают. Но после того как в Европе разразился сначала “конский”, а за ним “рыбный” скандалы, Еврокомиссия решила пересмотреть “правила игры”.

Как заявил еврокомиссар по здравоохранению и потребительской политике Тонио Борж, новации предусматривают проведение обязательных, а, главное, необъявленных заранее инспекций. Это усилит наши инструменты борьбы с мошенничеством, отметил он. Этот механизм должен заработать уже в 2016 г., если его одобрят Европарламент и национальные правительства. Россия, до которой докатились отголоски “конского” скандала, усиление полномочий Еврокомиссии поможет навести порядок на продовольственном рынке. Но без собственной системы прослеживаемости нам все равно не обойтись. (Агро Перспектива/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)