Российские регионы придумали, как поддержать местных производителей алкоголя. Им сравнительно честным путем возвращают из бюджета до 70% расходов на акцизы. И они не пускают на рынки конкурентов из других субъектов. Против благотворительности за счет госказны выступила Федеральная антимонопольная служба. Антимонопольщиков поддерживает и Минфин.
“Пусть всем будет одинаково плохо”, – под таким негласным девизом ФАС начинает борьбу с алкогольным сепаратизмом. Экспертный совет ведомства в среду поддержал идею запрета прямых субсидий производителям спиртного. В 2013 г. в 11 субъектах России запланировано выделение субсидии производителям спиртного, говорится в письме Минфина в правительство. “Считаем возможным рекомендовать субъектам РФ не оказывать поддержку производителям алкогольной продукции, в том числе и пива”, – говорится в документе. Ведомство цитирует коллег из Минпромторга: прямое субсидирование алкогольной отрасли не соотносится с курсом госполитики на борьбу с пьянством и пивным алкоголизмом. Производителям спиртного действительно год от года живется все сложнее: за последние четыре года ставки акцизов выросли больше, чем в два раза, появились минимальные цены на алкогольные напитки, прежде всего на водку. На 2013 г. пришелся пик фискальной нагрузки – минималка “пол-литры” выросла до 170 руб., а акциз с литра чистого спирта – до 400 руб. “Невозможно работать, падает спрос, теснит нелегальный рынок”, – пошел стон по водочной отрасли. Откуда тогда у регионов желание дать денег алкогольной отрасли? Кто для госполитики – поилец, тот для региональных бюджетов – кормилец. Субсидии предоставляются под рост производства с целью увеличения доходов бюджетов от поступления акцизов. Казна субъектов оставляет себе 40% поступлений от крепкого алкоголя, и 100% – от вина и пива. По данным Минфина, в 2012 г. “пьяные” деньги дали регионам 2% собственных доходов, то есть 164 млрд. руб. Но некоторые области и республики (например, Ярославская, Тульская, Омская области) получают от производителей спиртного более десятой части своих доходов.
В Волгоградской области размер субсидий составляет 50% от доли региона в уплаченных акцизах. Поблажка распространяется только на предприятия, где растет производство. В Костромской области готовы вернуть треть от своей доли в акцизах, в Омской – 45%, в Мордовии пошли по другому пути – там ежемесячно возвращают 149,2 руб. за декалитр продукции, реализованной при определенных условиях. Но дальше всех пошли республики Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкария. Эти признанные “водочные регионы” возвращают 70% своей доли акциза тем, кто реализует свыше 70 тыс. дал в месяц. Эта система мотивирует выпускать больше алкогольной продукции. “Сама идея роста производства водки за счет бюджета противоречит антиалкогольной стратегии до 2020 г.”, – заявил на заседании совета замглавы Росалкогольрегулирования Владислав Спирин. В регионах идет соревнование по субсидиям, “в результате потери бюджета растут лавинообразно”. Иждивенчество оказалось заразительным, следовало из выступления замгубернатора Вологодской области Николая Гуслинского. “Работа ликеро-водочных заводов осложняется нездоровой конкуренцией на рынке”. Создаются неконкурентные преимущества для производителей из тех субъектов, кто не получает субсидию, следовало из доклада представителя одного из российских алкогольных торговых домов Владислава Мягкого. В пример он привел конкретного производителя: получив при производстве бутылки водки субсидию в 22 руб., на магазинной полке он имеет разницу в цене уже в 35 руб. Таким образом, “просубсидированные” производители с легкостью выдерживают минимальные цены и кладут на лопатки конкурентов. Парадоксально, но формально регионы при этом не нарушают закон о защите конкуренции – по Бюджетному кодексу не всякая субсидия является преференцией.
Забавно, но за отмену этой практики выступили и сами получатели субсидий. Из выступления представителя крупного алкогольного холдинга, имеющего производства в нескольких регионах России, выходило, что субсидия, полученная компанией в Челябинской области, вместо модернизации производства ушла на выплату ретро-бонусов торговым сетям. Остальные получатели субсидий экспертный совет проигнорировали. Впрочем, ряд регионов уже нашли другие способы защиты от засилья дешевого алкоголя от соседей. Так, более десятка субъектов ввели у себя меры, направленные на вытеснение завозного горячительного. Как правило, это введение местной системы сертификации или обязанность магазинам размещать на полках не менее определенного процента местной продукции, заявил председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. “Из-за существенного роста акцизов у регионов появились стимулы по поддержке предприятий”, – объяснил он. Впрочем, в господдержке алкоголя (как и во всех остальных аспектах общения с этим видом продукции) главное – знать меру. (Российская газета/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)