О несовершенстве Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно», принятого в ноябре прошлого года, размышляет Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации (EBA).
«Украинские аграрии с каждым годом все больше радуют достойными показателями объемов урожая. Порой не задумываешься, что за этим – труд и настойчивость людей, которые работают вопреки сложностям, порой преподносимым не только погодой, но и ситуацией в законодательном поле.
В прошлом году был продемонстрирован, с одной стороны, хороший потенциал аграрного сектора Украины в постановке и выполнении грандиозных задач. В итоге страны Евросоюза приобрели 7,7 млн. т зерна на $1,9 млрд. и стали крупнейшими импортерами украинского товара. Это произошло благодаря согласованной работе всех участников процесса – представителей агробизнеса и органов власти. Одним из действенных механизмов установления системного диалога между Министерством аграрной политики и продовольствия и ведущими игроками зернового рынка стало заключение Меморандума о взаимопонимании (в конце 2011 г.). Он позволил работать по прозрачным правилам в вопросе экспорта зерновых культур (до того экспорт неоднократно ограничивался – вводились то квоты, то экспортные пошлины).
С другой стороны, некоторые вопросы все же остались неразрешенными. Больше всего разногласий вызвал Закон “О зерне и рынке зерна в Украине”. Он был принят Верховной Радой еще в июне 2002 г., но ежегодно в него вносятся новые изменения и дополнения.
На протяжении минувшего года тема продовольственной безопасности вызывала в Минагропроде явную обеспокоенность. Декларируемая необходимость заботиться о ней поначалу дала контролирующим органам некий карт-бланш, дабы не выдавать компании-экспортеру сертификаты соответствия услуг по хранению зерна и продуктов его переработки, что в итоге тормозило операции по экспорту сельхозпродукции. В результате зернотрейдерам очень дорого обходились простои кораблей с зерном, поскольку поставки сельскохозяйственной продукции требовали большого количества разрешительных документов, выдача которых зачастую намеренно задерживалась. В июле правительство приняло решение (вступило в силу с 3 августа 2012 г.) сделать упомянутый сертификат бессрочным и упростить систему выдачи разрешительных документов на экспорт зерна.
Однако 16 октября 2012 г. принимается Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, Министерства социальной политики Украины, других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через соответствующих министров”. Этот документ отменил бессрочное действие сертификата соответствия, а также вновь ввел требование о получении сертификата качества зерна и продуктов его переработки при их перемещении по территории Украины. Иными словами, все вернулось на круги своя.
Несовершенство законодательной базы приводит к дополнительным и неоправданным финансовым затратам, которые в первую очередь ложатся на начальное звено – сельхозпроизводителей. Последнее, что вызвало несогласие со стороны бизнеса в агросекторе, был Закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно”, принятый 20 ноября 2012 г.
Принимался он якобы ради удешевления кредитов для сельхозпроизводителей. Однако документ обязывает элеваторы в течение двух лет вступить в Гарантийный фонд. Денежный взнос будет составлять от 10% до 20% от оборота зерна на элеваторе. Согласно расчетам, в случае взноса в 10% стоимость услуг таких элеваторов поднимется до $30/т. В конечном итоге плательщиком будет сельхозпроизводитель. Учитывая, что в Украине цены на услуги элеваторов в среднем выше почти вдвое, чем в Европе, проще будет вывезти зерно из страны по максимуму сразу (то есть тогда, когда цены на мировом рынке минимальны).
Отсутствие принципа добровольности – еще один большой минус этого закона. Кроме того, документ не сможет защитить производителя от недобросовестной работы некоторых участников зернового рынка. Частным зерновым складам придется возмещать финансовые потери складов государственной формы собственности, на которых и происходит “пропажа” зерна.
Если зерновой склад отказывается вступить в Гарантийный фонд, то по закону его лишают права выдавать складские документы и, соответственно, такой склад не сможет предоставлять услуги третьим лицам. Это резко ограничивает добросовестную конкуренцию между элеваторами, а в некоторых случаях вовсе лишает сельхозпроизводителей возможности хранить свое зерно. Такие действия государства неминуемо приведут к уничтожению мелких и средних сельхозпроизводителей, которые не имеют полного цикла доработки, сушки и хранения (уже сейчас около 40% всех отечественных элеваторных мощностей принадлежит крупным зернотрейдинговым компаниям). Если цель державы – крупнотоварное производство и работа с 10-15 крупными агрохолдингами, то это верный путь. Но если цели иные, то и закон о Гарантийном фонде не нужен в такой редакции.
Не обязательно быть вовлеченным в зерновой бизнес, чтобы видеть явные недостатки этого закона, который, по мнению нашей ассоциации, необходимо отменить, либо предусмотреть принцип добровольного участия компаний в Гарантийном фонде. Комитет зерновых и масличных культур EBA также считает необходимым восстановить положения о бессрочном характере сертификата соответствия услуг по хранению зерна и продуктов его переработки, а также о перемещении зерна по территории Украины без сертификата качества.
Стране необходима дальнейшая дерегуляция зернового рынка, освобождение зернопроизводителей и трейдеров от дополнительного груза, связанного с выдачей ненужных разрешительных документов. Это позволит Украине закрепить на внешних рынках имидж надежного партнера». (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)