“Российские железные дороги” (РЖД) выбрали партнеров для организации общественного питания на вокзалах. Ими стали “Росинтер Ресторантс Холдингс” (IL Патио, “Планета Суши”), “Г.М.Р. Планета Гостеприимства” (“Сбарро”, “Елки-палки”), ПБО “Савеловский” (KFC) и компания “Спектр” (Subway). Первыми фуд-кортами будут оборудованы московские вокзалы. Всего в сотрудничество с РЖД ресторанные сети готовы вложить около 2 млрд. руб.
О контрактах с рестораторами рассказал председатель совета директоров ОАО “Организация питания на вокзалах” (“дочка” РЖД, проводящая отбор партнеров и отвечающая за заключение соглашений по организации общественного питания на всех вокзалах в России) Зураб Мутиев. Всего под рестораны и фуд-корты только в столичных транспортных узлах будет выделено 10 тыс. кв. м. По словам господина Мутиева, больше всего площадей займет “Росинтер Ресторантс Холдингс” – более 4 тыс. кв. м. Также в конце 2012 г. аналогичные соглашения были подписаны с ПБО “Савеловский” (владеет франшизой на развитие на вокзалах сети KFC, которая принадлежит YUM!Restaurants International Russia & CIS), “Г.М.Р. Планета Гостеприимства” (сети “Сбарро”, “Елки-палки”, принадлежит Мерабу Бен Эл Елашвили с семьей) и ООО “Спектр” (владеет франшизой на развитие бутербродных Subway). Зураб Мутиев пояснил, что доходы от сдачи вокзальных площадей в аренду (ставка аренды в зависимости от вокзала, размера и расположения помещений в среднем в Москве составит от 30 тыс. руб. за 1 кв. м в год) будут направлены на модернизацию вокзалов.
В ресторанных сетях подтвердили эту информацию. По словам председателя совета директоров “Росинтера” Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко, в течение ближайших двух лет в Москве будут введены в эксплуатацию более 13 точек на Ярославском, Казанском, Ленинградском, Павелецком и Белорусском вокзалах. Инвестиции компании в развитие ресторанов на московских вокзалах составят 300-370 млн. руб., предполагает он. Еще больше в программу РЖД намерена вложить “Г.М.Р. Планета Гостеприимства”: по словам ее президента Мираба Бен Эл Елашвили, объем инвестиций компании в этот проект составит 500 млн. руб. Генеральный директор ООО “Спектр” Александр Антропов оценивает расходы на открытие вокзальных точек в Москве в 70 млн. руб. Затраты ПБО “Савеловский” могут достигнуть 350 млн. руб. Число ресторанов, запланированных к открытию в Москве, ни в Г.Р.М., ни в “Спектре”, ни в ПБО “Савеловский” не уточняют. Общий объем инвестиций в развитие услуг общественного питания на вокзальных комплексах по России в 2013-2015 гг. Зураб Мутиев оценивает в 2,7 млрд. руб., из них около 70% – средства инвесторов. По словам господина Елашвили, его компания готова вложить в сотрудничество в регионах еще 1 млрд. руб.
Рестораны сети рассчитывают на быструю окупаемость инвестиций. По словам Александра Антропова, в зависимости от вокзала – его расположения и проходимости – срок окупаемости может составить до двух лет. “Из-за высокого трафика это может быть в среднем на год быстрее, чем на фуд-корте в торговом центре”,- поясняет он. По оценкам ОАО “Организация питания на вокзалах”, на российских вокзалах бывает 1 млрд. человек в год (351 вокзал). Мераб Бен Эл Елашвили настроен менее оптимистически: по его мнению, окупаемость ресторанов на вокзалах составит три-четыре года, как у стандартного проекта в этой сфере. Развитием вокзалов РЖД озаботилась еще в 2007 г. Тогда, в частности, в Москве железнодорожная монополия договорилась со столичным правительством о закрытии и перепрофилировании грузовых дворов Рижского, Киевского, Ярославского вокзалов, но проекты так и не были реализованы. В 2008 г. техническим заказчиком модернизации Курского вокзала была выбрана Mirax Group. В ходе пилотного проекта компания вместе с РЖД выбрала арендаторов торговых помещений вокзала – ими стали группа компаний Аркадия Новикова, “Кофе Хауз”, “Росинтер”, аптечные сети “Ригла” и “Старый лекарь”, а также “Евросеть” и сеть парфюмерных магазинов “Л’Этуаль”. Тогда Mirax Group оценивала ежедневный пассажиропоток Курского вокзала в 300-600 тыс. человек день, тогда как среднего торгового центра -30-50 тыс. Однако в 2010 г. Аркадий Новиков признавался, что сотрудничество его группы с РЖД “вялотекущее: монополия не может предоставить площадки под рестораны, так как они уже кем-то арендуются”. В отличие от группы Аркадия Новикова “Росинтеру” удалось открыть свои точки на вокзалах. “По нашему опыту, на Курском и Павелецких вокзалах рестораны casual dining востребованы и имеют свою аудиторию”,- делится опытом Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)