В 2011 г. Казахстан получил рекордный за последние 20 лет (т. е. со времени обретения независимости) урожай зерна, составивший около 30 млн. т, из которых примерно 80% – пшеница. Однако этот несомненный успех породил и серьезную проблему, связанную с необходимостью реализации значительного объема зерна на мировом рынке, поскольку его внутреннее потребление, включая кормовое, составляет менее 8 млн. т. В 2010 г. Казахстан экспортировал 5,47 млн. т пшеницы. Традиционными рынками сбыта казахстанской пшеницы являются страны центральноазиатского региона, а также Иран, Азербайджан и Грузия, которые в последние несколько лет ежегодно закупали в среднем 4-5 млн. т этого зерна.

Казахстан обладает развитой мукомольной промышленностью: по словам президента Союза переработчиков зерна и пекарей Казахстана Е. Гана, в настоящее время в стране действует 71 мукомольное предприятие и производится три официально зарегистрированных сорта пшеничной муки. Общая численность заводов по переработке зерна в Казахстане составляет около 500, а их совокупная мощность достигает 8390 т в сутки, в том числе предприятий по производству хлебопекарной муки – 7850 т/с, манной крупы – 390 т/с, продуктов переработки ржи – 150 т/с.

Крупнейшей в Казахстане компанией по переработке зерна является “Зерновая индустрия”, заводы которой расположены в крупных региональных центрах: Уральске, Актобе и Кустанае, а их общая мощность составляет 1400 т/с. Другими крупными переработчиками зерна в стране являются концерн “Цесна-Астык” в Астане, перерабатывающий завод и комбинат по производству кормов в Семее, предприятия “Алтын-Дан” в Чимкенте и “Романа” в Кустанае. Благодаря высокоразвитой мукомольной индустрии Казахстан в последние пять лет стал крупнейшим в мире экспортером пшеничной муки. Его поставки на внешние рынки в указанный период составляли в среднем 2,5 млн. т в год (в 2010 г. – 2,23 млн. т), притом, что внутренний спрос на пшеничную муку в стране варьируется в диапазоне от 1,4 до 1,8 млн. т в год. Следует отметить высокую концентрацию экспорта казахстанской пшеничной муки: почти весь объем направляется в три соседние страны: Узбекистан (45,8% поставок в 2010 г.), Афганистан (34,4%) и Таджикистан (16,0%).

По официальным оценкам, в 2012 г. Казахстану предстоит довести экспорт пшеницы примерно до 15 млн. т. Для того чтобы выполнить эту задачу, естественно, необходимы новые рынки сбыта. Наибольшим потенциалом, с точки зрения казахстанских экспертов, обладают Африка, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Однако для страны, не имеющей выхода к морю, экспорт зерна в указанные регионы возможен лишь через порты Балтийского и Черного морей, а это сопряжено с транспортировкой железнодорожным транспортом по территории России на тысячи километров. С учетом наблюдаемого в последние годы неуклонного роста транспортных расходов, необходимость перевозок на столь большие расстояния становится серьезным препятствием для расширения экспорта.

По словам Е. Гана, в сложившейся ситуации Казахстан стремится получить доступ к портам Персидского залива. Поскольку эти порты значительно ближе балтийских и черноморских, их использование могло бы существенно сократить время перевозки зерна по железной дороге и означало бы значительную экономию на транспортных расходах. Однако даже при использовании персидских портов Е. Ган считает маловероятным резкий рост экспорта казахстанского зерна в ближайшие пять лет, поскольку степень реализации экспортного потенциала республики будет в значительной степени определяться ситуацией на зерновых рынках Китая и Индии.

Проблема с дороговизной транспортировки усугубляется для Казахстана тем, что Россия также получила в 2011 г. высокий урожай зерна, и в 2012 г. ситуация, скорее всего, повторится. Это означает, что российские железнодорожные вагоны для перевозки зерна (вагоны-хопперы) и в текущем году будут в большом дефиците, а для морской транспортировки зерна Казахстану, вероятнее всего, будут предлагаться лишь сравнительно небольшие, достаточно мелководные порты, в которых не могут использоваться суда большой грузоподъемности.

В сложившейся ситуации правительство Казахстана оказывает серьезную поддержку своим производителям зерна. В частности, государственная компания “Продовольственная контрактная корпорация” планирует в 2012г. закупить у них до 5 млн. т зерна (т. е. почти 20% всего урожая) по ценам выше рыночных. Кроме того, в пределах общего объема транспортировки зерна в 2,5 млн. т при перевозке железнодорожным транспортом по российской территории до балтийских и черноморских портов будет предоставляться субсидия в $40/т.

Всестороннюю поддержку зерновому экспорту оказывает и Министерство сельского хозяйства Казахстана. Для того чтобы уменьшить риски и снизить затраты по перевозке зерна в российские порты, при содействии этого ведомства построены зерновой терминал в порту Актау на Каспийском море и перевалочный терминал в Баку (Азербайджан); кроме того, приобретен действующий терминал в Вентспилсе (Латвия). Предполагается также расширить экспорт зерна в Китай по железной дороге и транспортировку зерна по территории Китая до океанских портов для перевалки. Е. Ган охарактеризовал ситуацию на рынке пшеничной муки как неблагоприятную для производителей. Из-за ожидаемого заметного сокращения мирового спроса экспорт этой продукции из Казахстана в 2012 г. может сократиться до 1,8-1,9 млн. т. Среди ранее названных трех стран, являющихся основными покупателями казахстанской пшеничной муки, рост спроса можно прогнозировать лишь со стороны Афганистана, что будет связано с неблагоприятной ситуацией на рынке пшеницы соседнего Пакистана. В краткосрочной перспективе надежды Казахстана на рост экспорта пшеничной муки в значительной степени связываются с ростом спроса в странах Юго-Восточной Азии. С учетом общего объема мощностей казахстанских мукомольных предприятий, внутреннего спроса на эту продукцию в стране и текущего объема экспорта, Казахстан может дополнительно направлять на внешние рынки около 3 млн. т пшеничной муки в год. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)