История чайной индустрии КНР уходит вглубь тысячелетий. Страна является ведущим мировым продуцентом чая – по данным национальной отраслевой ассоциации, в 2010 г. выпуск составил 1,47 млн. т против 1,36 млн. в 2009 г. КНР поставляет чай более чем в 120 стран и импортирует его более чем из 50 стран.
Чайная церемония давно превратилась здесь в способ времяпрепровождения, однако из-за обусловленного сегодняшними реалиями ускорения темпов жизни и работы человеческая психика оказывается под сильным давлением, увеличиваются риски возникновения стрессовых ситуаций и для продолжительных церемоний не остается времени.
Несмотря на очевидную полезность чая, все большее число молодых китайцев сокращают его потребление, отдавая предпочтение другим напиткам, прежде всего, кофе, в то время как в западных странах популярность чая – благодаря его положительному влиянию на здоровье – растет. Именно так происходит, например, в Италии, где традиционным напитком всегда был кофе. Теперь здесь наблюдается рост потребления китайского чая, в первую очередь, зеленого. В самом Китае спрос быстро падает, и именно на зеленый чай, тогда как потребление черного чая продолжает увеличиваться.
Китайский импорт черного чая, т (по данным таможенная статистика КНР)
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Всего | 2644 | 9174 | 10155 |
Шри-Ланка | 922 | 1833 | 2501 |
Индия | 120 | 845 | 2121 |
Кения | 471 | 1036 | 1716 |
Индонезия | 227 | 3447 | 1172 |
Аргентина | 38 | 239 | 1015 |
Вьетнам | 149 | 388 | 419 |
Тайвань | 309 | 316 | 295 |
ЮАР | 151 | 319 | 264 |
Малави | 11 | 137 | 195 |
Великобритания | 81 | 138 | 187 |
Самым крупным поставщиком черного чая на китайский рынок выступает Шри-Ланка: в 2011 г. объем закупок в этой стране вырос более чем на треть по сравнению с предыдущим годом. Из шести основных экспортеров уменьшила отгрузки одна лишь Индонезия. Китайские эксперты полагают, что одна из главных причин того, что зеленый чай сдает позиции, заключается в длительности его заваривания, поэтому вместо традиционного листового предлагается наладить его выпуск в пакетиках. Другие возможности увеличения потребления зеленого чая – продвижение на рынок продукции с пониженным содержанием кофеина и использование чая в новых областях – косметологии и фармацевтике. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)