Решение проблемы суверенного долга Греции может затянуться надолго – в настоящее время ставится задача к 2020 г. снизить размер долга с нынешних 160% до 120% ВВП. В этой связи эксперты задаются вопросом о том, как испытываемые страной экономические проблемы отразятся на экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. С 1997 г. по 2006 г. на ввоз указанной группы товаров Греция ежегодно тратила от $3,4 млрд. до $7,0 млрд. Однако в 2010 г. расходы превысили $8 млрд., а в 2011 г. затраты на ввоз сельскохозяйственного сырья и продовольствия приблизительно соответствовали уровню 2009 г., когда они составили $8,8 млрд.
Ведущими поставщиками указанной продукции на греческий рынок выступают страны ЕС – Германия (в 2011 г. ее доля составила 15,0% против 14,5% в 2010 г.), Нидерланды – 13,7% (13,3%), Франция – 11,4% (11,4%), Италия – 10,5% (11,2%) и Испания. Не европейские поставщики, такие, как США, Аргентина и Бразилия, не входят даже в первую десятку. Основные статьи импорта Греции – мясо и мясопродукты, молочные продукты, яйца и мед, зерно, напитки, рыба и морепродукты.
Главная статья расходов – это продукты с высоким содержанием белка – мясо и сыр. Доля зерна меньше, однако просматривается тенденция к наращиванию его ввоза. В то же время в 2011 г. приблизительно на 7,8% сократились потребности греческого рынка в орехах, поэтому, даже с учетом повышения их цены, стоимость импорта данного товара понизилась.
Ввоз растительных масел, преимущественно пальмового, в 2007-2010 гг. составлял 325-340 тыс. т в год, однако в 2011 г. объем импорта резко упал. За первые восемь месяцев 2011 г. было закуплено на 15,9% пальмового масла меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Эксперты объясняют это снижение, с одной стороны, переключением импортеров на болгарские масла из маслосемян, а с другой – общим падением спроса со стороны предприятий общественного питания, пищевой и косметической промышленности.
Что касается экспорта, то имеющимся в Греции производителям довольно дорогих, пользующихся высоким спросом на внешних рынках товаров, требуются дополнительные инвестиции, а этих инвестиций как раз нет и, скорее всего, в ближайшее время не будет.
В 2010 г. поступления от экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров составили $5,33 млрд., что приблизительно соответствовало двум предшествовавшим годам. В 2011 г. экспорт вырос и, по предварительным оценкам, составил $5,92 млрд. – это самый высокий показатель с 1997 г. Список экспортируемых товаров возглавляют консервы, орехи, рыба и морепродукты, табак, жиры и масла.
В экспорте консервированной продукции непревзойденные лидеры – это фрукты (в основном персики) и оливки. Значительная доля отгрузок на внешний рынок принадлежит также оливковому маслу и изюму. Однако во всех перечисленных секторах участники торговли сокрушаются о том, что многое не удается сделать из-за отсутствия средств.
Большая часть оливкового масла поставляется наливом в Италию, где масло первого холодного отжима разливается в упаковки и затем реализуется на внутреннем и внешних рынках под премиальными итальянскими брэндами. В 2010 г. Греция отгрузила в Италию оливковое масло на $158 млн. Последний рекорд был зарегистрирован в 2006 г. – $362 млн. Несмотря на значительное восстановление отгрузок в 2011 г., потери греческих поставщиков очевидны.
С 2005 г. по 2010 г. средняя стоимость экспорта оливкового масла в Италию составляла $3,712 тыс./т, в то время как при прямых отгрузках в Германию средняя цена была гораздо выше – $5,020 тыс., при этом стоимость оливкового масла в итальянском экспорте в среднем определяется в $4,819/т.
Импортеры сухофруктов сокрушаются по поводу недостаточного внимания, уделяемого греческими поставщиками изюму, в последнее время их усилия сосредоточены на поставках винограда. В 2007-2008 гг. за 1 т винограда они получали $2,0 тыс., что было чрезвычайно привлекательно, в то время как цена изюма оставалась низкой – около $1400/т. В 2011 г. стоимость винограда вернулась к своим прежним значениям, составив около $1,6 тыс./т, тогда как цена изюма превысила $2,5 тыс. Эксперты полагают, что теперь самое время снова переключиться на изюм.
Таким образом, в период кризиса в сложном положении оказались как греческие импортеры, так и экспортеры. И тем и другим очень трудно добиваться увеличения доходов – остается надеяться на то, что принимаемые руководством ЕС и греческими властями меры начнут приносить плоды. (По материалам “The Public Ledger”). (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)