Увеличение масштабов использования кукурузы для получения этанола ведет к изменению структуры кормового потребления зерна в мире, поэтому важным фактором, который необходимо принимать во внимание при прогнозировании средне- и долгосрочной динамики зерновых цен, является степень переключения изготовителей комбикормов и животноводов с кукурузы на пшеницу и обратно. В текущем сезоне, например, напряженность с ресурсами кукурузы оказала существенную поддержку ценам на пшеницу, которые с учетом собственного баланса ресурсов и спроса могли бы быть значительно более низкими. Таким образом, развитие биотопливного сектора стало одним из главных ценообразующих факторов, с которым приходится все больше считаться.
По данным аналитика зернового рынка компании “FCStone” Д. Джексона, за последние 40 лет мировая площадь посевов зерновых и масличных культур увеличилась на 20% почти до 760 млн. га, при этом средняя урожайность за рассматриваемый период практически удвоилась, однако несмотря на это, величина глобального балансового индекса (отражающего соотношение запасов и потребления) понизилась и продолжает оставаться на низком уровне. Объем ресурсов и спрос на кормовое зерно растут приблизительно на 45 млн. т в год, в основном за счет биотоплива; в конце концов, это приведет к такой напряженности на зерновом рынке, с которой мир не сталкивался никогда ранее.
Главным рыночным игроком выступает Китай, где после временного перерыва в 2003/04 г. продолжается сокращение посевных площадей. Помимо сокращения площадей, серьезной проблемой для КНР является урожайность, которая на 58% ниже средних показателей по США. Чтобы добиться самообеспеченности кормовым зерном или хотя бы сбалансированности внутреннего рынка, Китаю придется значительно повысить продуктивность, что, в свою очередь, станет возможным лишь при готовности страны к либерализации законодательства в отношении возделывания генетически модифицированных культур. Если не удастся решить этот вопрос быстро, то уже в ближайшем будущем неизбежно формирование огромных импортных потребностей в кормовом зерне. При среднегодовых темпах роста спроса на 7-9 млн. т, чтобы обеспечить достаточный уровень запасов без широкомасштабного импорта, к 2015/16 г. китайский урожай кормового зерна должен достигнуть 225 млн. т.
Китай является ключевым фактором и на рынке соевых бобов, в значительной степени определяющим перспективы этого рынка. На Китай приходится 65% мирового импорта соевых бобов, поэтому даже относительно небольшое увеличение его потребностей или проблемы с погодой в Южной Америке могут сильно изменить общую картину на данном рынке.
Сентябрьский обзор запасов кукурузы Минсельхоза США (“USDA”) озадачил наблюдателей (ожидают, что в ноябрьском прогнозе объем запасов этого зерна может быть снова понижен). Теперь экспертам предстоит разобраться в вопросе о том, каким образом доля кукурузы в кормовом потреблении всего за два последних года снизилась на 36%. Даже с учетом пшеницы и сухих зерновых дистиллятов эта цифра должна была бы быть значительно меньше. Полагают, правда, что отчасти падение доли кукурузы объясняется повышением эффективности откорма скота и птицы.
Произошедшее в текущем сезоне сокращение мировых ресурсов кукурузы вынуждает аналитиков искать ответы на два главных вопроса. Первый вопрос – до какой степени может быть ограничено кормовое использование кукурузы, второй – на сколько увеличится кормовое потребление пшеницы до поступления на рынок ресурсов нового урожая кукурузы. Полагают, что США могут решить проблему с кормами за счет сокращения экспорта сухих зерновых дистиллятов.
Результатом использования кукурузы для получения биотоплива стало превращение ее в специальную культуру, в то время как альтернативным кормовым зерном оказалась пшеница. В этой связи эксперты пытаются понять, можно ли дополнительно направить на кормовые цели 5, 10 или 15 млн. т пшеницы без существенного воздействия на уровень цен или на баланс ресурсов и потребления.
Хотя темпы роста производства этанола из кукурузы в США в перспективе должны замедлиться, необходимо внимательно следить за изменениями в государственной политике в указанной сфере. Мандат на этанол может поддержать спрос на кукурузу в США, при этом экспорт этого зерна, столь динамичный в последнее время, может оказаться менее привлекательным, чем внутреннее потребление.
Другими факторами, которые необходимо учитывать, являются: борьба за посевные площади между кукурузой и соей, в том числе в Южной Америке; экспорт кукурузы из стран, за исключением США, который в 2011/12 г. должен достигнуть рекордного показателя в 45 млн. т против 35 млн. годом ранее; засуха в районах возделывания пшеницы на юге США.
По мнению ведущего аналитика компании “Glencore”, благодаря обильным запасам кормовой пшеницы ограниченность ресурсов серьезно не скажется на рынке кукурузы в текущем сезоне, а в 2012/13 г. объем ресурсов кукурузы должен вернуться к более комфортному уровню. В 2011/12 г. под воздействием высоких цен мировое потребление кукурузы сократилось, однако произошло это совсем не так, как происходило в предыдущие годы. Вместо роста цен на кукурузу до той точки, когда спрос замирает, началось активное использование пшеницы в кормовых целях. Следует, однако, помнить, что в следующем сезоне на рынке может не оказаться такого выбора, отмечает аналитик. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)