Обычную сезонную спячку в агросекторе потревожили трескучие морозы. Они досаждали как людям, так и скоту, посевам. Озимые пшеница, ячмень, рожь и рапс погибли на площади почти 3,5 млн. га. Теперь аграриям придется перетасовать карты и еще раз засеять пахотные массивы яровыми. Поскольку повторное мероприятие повлечет за собой дополнительные расходы (семена, горюче-смазочные материалы, средства защиты растений), сельхозпроизводители сделают ставку на высокодоходные культуры: кукурузу и подсолнечник.
Не скажется ли недород озимой пшеницы – в пределах 20-30% – на продовольственной безопасности Украины? Как отреагируют на недобор зерна цены на мировом и внутреннем рынках? Не снизятся ли из-за этого экспортные объемы? Для одних прогнозы экспертов аналитического центра “УкрАгроКонсалт” выглядят утешительными, для других – тревожными. Собственно, зима добила то, что смогло пережить засушливую осень. Из-за дефицита влаги в пахотном слое почвы – рекордного за последние три года – в основных регионах зернопроизводства озимые посеяли с опозданием. Поэтому часть посевов вошла в перезимовку очень слабыми. Могли ли они выстоять в 30-градусные морозы, если даже сильная корневая система озимой пшеницы становится нежизнеспособной при 16 градусах ниже нуля? А ячмень погибает и при минус 12…
Вымерзание не назовешь локальным, поскольку фронт потерь протянулся с севера на юг и восток. Смягчить холод могло бы снежное “одеяло”, но оно оказалось плохоньким – тоньше 10 см. А кое-где покрова вообще не было. В целом площади пересева сравнимы с 2003 г., когда к засушливой осени и холодной зиме в феврале-марте добавилась ледяная корка.
«Несмотря на природные аномалии, урожай зерновых составит 44,3 млн. т, что на 9% меньше прошлогоднего урожая. И достигнут этого показателя за счет возросших площадей под кукурузой, урожай которой может достичь 18 млн. т, – прогнозирует эксперт Елизавета Малышко. – Озимую пшеницу придется пересеять на 1,85 млн. га. Урожайность будет ниже, чем в прошлом году, а общий вал составит 13,7 млн. т. Цена за тонну останется на уровне прошлого сезона с некоторым плюсом. Ожидаем также большего по сравнению с прошлогодним клина ярового ячменя. Правда, его размеры будут зависеть от капризов весны. Тем не менее, по нашему мнению, 2,8-3 млн. га ярового ячменя дадут более высокий урожай, чем в предыдущем сезоне».
Зато аграрии Юга уничтоженные морозом площади планируют “отремонтировать” подсолнечником. И оккупирует он в Украине более 5 млн. га, что более чем вдвое превышает научно обоснованную норму. Это наглядный пример действенности наших законов, министерских “страшилок” по рациональному использованию пашни, соблюдению севооборотов. Сельхозпроизводителей ничто не пугает, если пахнет копейкой. Тем более, при отсутствии бюджетной, только рыночной.
А вот под другой масличной культурой – озимым рапсом – площади постоянно сужаются и в течение последних четырех лет сократились на 40%. В прошлом году и до 1 млн. га не дотянули. Да и они не все встретят весну. Из посеянного проклюнулось около 80% всходов – 750 тыс. га. Это наихудшее состояние посевов за последние годы. 260 тыс. га из выживших выглядят плачевно. По оценкам “УкрАгроКонсалта”, потери озимого рапса могут составить до 40% – почти 400 тыс. га.
Эту нехватку не компенсирует яровой рапс, который культивируют на мизерной площади – в пределах 100 тыс. га. Поэтому валовой сбор семян рапса в этом году может быть на 300 тыс. т меньше прошлогоднего. Цифра не окончательная, поскольку, по многолетним наблюдениям, значительные потери приходятся именно на весну. Если кто-то и пострадает, то только производители. Правительству от этого ни холодно, ни жарко, потому что почти весь урожай семян рапса оказывается за рубежом. В Румынии и Молдове ситуация с этой культурой еще хуже: там половинные потери. В Болгарии лютые морозы уничтожили пятую часть посевов. В России если и не досчитаются части озимых площадей, то заместят их яровым рапсом. На неурожай отреагировал основной ценовой индикатор – французская биржа MATIF, на которой котировки на семена рапса за последний месяц выросли до 450 евро/т.
Если говорить о пересеве, то сразу же напрашивается вопрос: а чем? И не в смысле культуры-заменителя – зерновой, масличной или технической, хотя и это не второстепенное дело. Больше беспокоит качество и классность семенного материала, его всхожесть и урожайность. Что касается пшеницы и ячменя, то до этого времени значительную часть площадей засевают несертифицированными семенами. Лучше ситуация на кукурузных и подсолнечных полях. Слава Богу, аграрии поняли, что дешевизна – себе в убыток. Хотя элитные, гибридные семена и дороже, зато урожайность и прибыль выше.
А о том, что на погибших полях укоренится кукуруза, свидетельствует возросший импорт гибридных семян, который в декабре был рекордным за последние годы. Февраль еще больше оживит спрос аграриев. Он может даже превысить собственно потенциал семенных компаний, тоже не ожидавших сложных погодных условий и не подготовивших избыточных запасов посевного материала. Украина же 40% семян кукурузы ввозит из-за рубежа.
В связи с этим есть два опасения. Первое: вместо качественных гибридных семян в страну потечет всякий “мусор”. И второе: предприимчивым чиновникам захочется на беде нагреть руки. Собственно, импортеры любых семян и до этого стонали от таможни, других разрешительных органов. А тут такая возможность! Речь не об “откатах”. Это уже вчерашний день.
Нынче в моде дефиниция “страховка”. Все цивилизованно. Заходишь к клерку государственного учреждения и… “страхуешь” свой бизнес. Прямо на месте. Часть “страховки” наличными выкладываешь на стол чиновника, а в соседнем кабинете тебе вручают расчетный счет, на который ты перечисляешь остальные средства. Вот и думаешь: что страшнее для агросектора – страшные морозы или вечно “голодные” функционеры? Последние наживаются как на импорте, так и на экспорте. Администрирование зернового экспорта разбалансировало логистический механизм. Из-за низких темпов перевалки остатки зерна в Украине (23,6 млн. т) на 66% больше по сравнению с данными февраля 2011г. Даже несмотря на то, что правительство аргументировало такую затоваренность намерениями вдвое увеличить переходные запасы “продоволки”, хранение которой влетает в копеечку, все равно ее многовато: 7-7,5 млн. т при обычных объемах 4-4,5 млн. т. То есть круглый год пшеницу можно не сеять, да еще и беспрепятственно продавать другим странам. Но даже заявленные мизерные экспортные партии зернотрейдеры не смогли вывезти из-за сложной ледовой обстановки. Скованные льдом порты, обледенелые суда. Недельные темпы отгрузки зерновых упали почти вдвое. Замерзание в украинских портах не является чем-то экстраординарным. Скажем, в прошлом году порт Одесса объявлял ледовую обстановку дважды – с 1 по 15 февраля и с 21 февраля по 10 марта. А годом раньше – с 25 января по 23 февраля.
Однако с потеплением темпы экспортных поставок выравнивались. Чаще не штормовые предупреждения мешали бизнесу, а чиновничьи преграды. Преодолеют ли их в нынешнем сезоне? Одна из новаций уже продемонстрировала свою “эффективность”. После внедрения принципа единого окна оборотность вагона-зерновоза возросла с 5,5 до 7 суток. Проще говоря, пульманы больше простаивают, чем движутся. К тому же почти тысячу наших зерновозов эксплуатирует Россия. Вот вам и традиционная нехватка тары на колесах! При этом все предыдущие руководители “Укрзализныци” жаловались на изношенность парка вагонов-зерновозов. Новый глава ведомства также не обошел вниманием эту проблему. Даже подписал меморандум с зернотрейдерами, кстати, не имеющий никакой юридической силы. Но от очередных “благих намерений обеих сторон” пенсионный возраст вагонов не сокращается. (Зеркало недели/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)