Отрасль по производству картонной упаковки (гофроупаковки), в 2008-2009 гг. пережившая жесточайший кризис, стала выправляться. До кризиса темпы роста у игроков этого рынка не опускались ниже 7% в год благодаря открытию все новых и новых заводов и фабрик по производству потребительских и продовольственных товаров, нуждающихся в упаковке продукции. Именно поэтому рост спроса на гофроупаковку был раза в два выше, чем в среднем по миру. 2010 г. вновь выдался удачным. Производители гофротары вышли на докризисный уровень по темпам роста – 7,6%, причем цены росли еще быстрее – они увеличились на 30%. Однако в перспективе ситуация на этом рынке может стать не столь безоблачной. На рынке избыток мощностей по производству гофроупаковки, кто-то из ее производителей для завоевания большей доли рынка рано или поздно обязательно начнет цены снижать. Несмотря на хорошую конъюнктуру, средний показатель загрузки мощностей (а в большинстве своем это новые производства) оценивается в 70%. Весьма показательны примеры тех компаний, загрузка у которых существенно больше. “Наши производственные мощности по выпуску тарного картона загружены на 80-85%, – рассказывает аналитик Пермского ЦБК Григорий Гусев, – однако дальнейшая загрузка мощностей на рынке будет сопровождаться усилением дефицита сырья”. У Пермского ЦБК такой проблемы нет, поскольку компания имеет собственные возможности по производству сырья – картона.
Вообще, тема сырья на рынке гофроупаковки сейчас ключевая. Похоже, производители гофроупаковки близки к фазе стагнации: конкуренция высока, цены больше не повысишь, однако из-за олигопольной ситуации на рынке сырья (здесь доминируют три игрока – группа “Илим”, Архангельский ЦБК и Mondi) постоянно растут издержки. А из-за технологической стагнации в перспективе ожидается появление на рынке иностранных игроков. Выход из тупиковой ситуации один – обзаводиться собственными мощностями по переработке макулатуры или целлюлозы в картон. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира). (Подробнее см. в журнале «Пищепром Украины»)