С возобновлением общеэкономического роста после последнего глобального кризиса продажи на Тайване упаковочного оборудования также начали увеличиваться и в 2010 г. достигли $290 млн., что на 28% больше, чем в 2009 г. При этом импорт данного оборудования возрос на 22%. Аналитики отмечают быстрое расширение продаж фармацевтических товаров на тайванском рынке, что связано со старением населения и ростом внимания жителей острова к своему здоровью. Такая тенденция предопределила значительное увеличение спроса на оборудование для упаковки указанных товаров. В последние годы на выборе упаковочных материалов и методов упаковки на Тайване сказалось повышенное внимание властей и населения к защите окружающей среды. Специальными законодательными актами было ограничено использование пластиковых пакетов и пищевых контейнеров из пенопласта, а также расширено применение биоразлагаемой и подлежащей утилизации упаковки.
Если в 90-е годы продажи упаковочного оборудования на Тайване постоянно росли, то в 2001 г. началось их сокращение. Это связано с тем, что в целях минимизации расходов на заработную плату и увеличения сбыта многие местные компании, прежде всего, занятые в традиционных отраслях, перевели предприятия в континентальный Китай.
В настоящее время на острове насчитывается около 200 мелких и средних продуцентов упаковочного оборудования, уставный капитал которых составляет менее $1,5 млн., а число занятых не превышает 30. Производство у этих компаний отличается большой гибкостью, так как большинство нужных им компонентов они заказывают субподрядчикам, а на своих предприятиях осуществляют только сборочные операции.
Стоимость изготовляемого местными продуцентами упаковочного оборудования значительно ниже, чем импортируемых брэндов, но оно уступает последним по техническим характеристикам. Благодаря финансовой помощи и льготам со стороны правительства тайваньские компании постепенно превратились в крупных поставщиков указанного оборудования на международный рынок. Их продукция экспортируется как в развивающиеся страны (КНР, Вьетнам, Индию), так и развитые (Япония, США).
Состояние тайваньского рынка
упаковочного оборудования в 2008-2010 гг., млн. $ (по данным Министерства торговли США)
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Производство | 461 | 380 | 501 |
Экспорт | 277 | 240 | 316 |
Импорт | 109 | 86 | 105 |
Из США | 6 | 3 | 4 |
Видимое потребление | 293 | 226 | 290 |
Примечание. При пересчете в доллары США были использованы следующие курсы тайваньского доллара: 2008 г. – 33,4, 2009 г. – 33,05, 2010 г. – 31,85.
Среди иностранных поставщиков рассматриваемого оборудования на тайваньский рынок лидирует Япония, импорт из которой в 2010 г. возрос на 19% до 49,7 млн. долл. На втором месте в указанном году оказалась КНР, а на третьем ФРГ, находившаяся ранее на второй позиции.
Основные страны-поставщики упаковочного оборудования на Тайвань, % к общему импорту
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Япония | 33,0 | 46,5 | 47,0 |
КНР | 8,0 | 8,0 | 16,0 |
ФРГ | 25,0 | 11,0 | 6,5 |
Тайваньские покупатели отдают предпочтение японскому упаковочному оборудованию, ибо оно относительно недорого, имеет хорошее качество и зачастую адаптировано к их потребностям. Компании из Японии создали на Тайване сбытовые каналы и активно участвуют в проводимых на острове отраслевых выставках, что позволяет местным потребителям хорошо ознакомиться с их упаковочным оборудованием. Поставляемое на тайваньский рынок европейское упаковочное оборудование отличается высокой технологичностью, качеством и надежностью, но стоит оно довольно дорого.
Главными покупателями упаковочного оборудования на Тайване являются компании, занимающиеся производством продуктов питания, напитков, фармацевтических товаров, химикатов, косметики и предметов личной гигиены. Они предпочитают высокоскоростное, высокоточное и автоматизированное оборудование, которое позволяет им наращивать объемы производства и сокращать расходы на заработную плату. Большим спросом пользуются также машины, способные работать с разнообразными упаковочными материалами. Конечные потребители обычно покупают упаковочное оборудование у дистрибуторов, в роли которых часто выступают и местные продуценты этого оборудования, стремящиеся расширить номенклатуру поставляемой ими продукции. Послепродажное обслуживание обязаны осуществлять дистрибуторы, и с этой задачей лучше справляются те из них, которые являются одновременно продуцентами. Прямые закупки у иностранных поставщиков практикуются при крупных заказах и поставках “под ключ”. (БИКИ/ Пищепром Украины)