В последние 100 лет на территории Армении урожайность одного обработанного гектара виноградника составляла 6,3 т. Согласно официальной статистике, с 1919 г. вплоть до 2003 г. зарегистрировано два случая, когда с 1 га виноградника средний урожай превысил 10 т. В 1962 г. с 1 га собрали 10,08 т урожая, а в 1981 г. – 12,5 т. В 1982 г., 1985 г. и 1986 г. средний урожай превысил 9 т/га. В остальные годы с виноградников собирали с гектара в среднем 6-8 т урожая. С 2004 г. урожайность необъяснимо резко возросла и после этого была всегда выше 10 т/га, а с 2006 г. – выше, чем 13 т. В 2013 г. урожайность составила 15 т/га, в 2014 г. – 15,77 т, в 2015 г., по опубликованным предварительным данным – более 18,9 т.
Что вы знаете о минитракторе KIOTI ? Обучение работе на нем занимает немного времени и производится бесплатно. А сам трактор выполняет большой перечень работ – сельскохозяйственные, коммунальные, уборочные, строительные, погрузочно-разгрузочные. Причем техника работает в любых климатических зонах.
Обратимся к общей площади обрабатываемых виноградников. В опубликованной Министерством сельского хозяйства РА сельскохозяйственной энциклопедии 2014 г. отмечается, что “виноградарство в республике значительно пострадало в 1990-2002 гг. из-за трудностей с реализацией урожая. Виноградники кое-где уменьшились и составили всего лишь 13 тыс. га. В 2000-2010 гг. в РА каждый год в среднем основывались 237,3 га виноградников. В 2011 г. территория виноградников составляла 16,7 тыс. га, урожай – 229,6 тыс. т”. Тут есть место серьезному противоречию: с одной стороны, отмечается, что сокращение виноградников имело место до 2002 г., с другой стороны – подчеркивается, что были разбиты новые сады в 2000-2010 гг.
Согласно данным статистики, в 2000 г. страна имела 15 тыс. га виноградников, в 2002 г. – 13 тыс. га. Это недалекое прошлое, и в памяти людей еще свежо, как крестьяне массово выкорчевывали виноградники, а признанные в сельском хозяйстве специалисты ходили по деревням и уговаривали виноградарей не уничтожать сады в надежде на лучшие времена. По данным статистики, видно, что в 2000-2002 гг. в республике почти не разбивались виноградники. В то же время, как ни странно, по прошествии лет после выкорчевывания виноградников вдруг в 2003 г., согласно официальным данным, в республике было разбито ни много ни мало 1800 га виноградников. По данным на начало 2003 г., общая площадь виноградной лозы составила 13,1 тыс. га, в начале 2004 г. – уже 14,9 тыс. га. 2003 г. для сельского хозяйства стал годом рекордного роста, но удивительно, что в этом направлении не проводились исследования с целью использования опыта. Более того, руководящие работники сферы стараются не замечать данный факт. Притом, что тогда площадь обрабатываемых плодовых садов выросла на 9 тыс. га – с 25,7 тыс. га достигнув 34,7 тыс. га. Фактически, согласно официальной статистике, только в 2003 г. было посажено более чем в три раза больше виноградников (1800 га).
Согласно данным НСС, из нынешних 17 тыс. га виноградников только 2 тыс. га сравнительно молоды (12-13-летние). Оставшиеся сады в большинстве своем были посажены еще в 70-80-е годы прошлого века, а в 1985-1986 гг. началась антиалкогольная кампания, в результате которой в год выкорчевывалось от 500 до 1000 га садов, а новые не разбивались. Известный ученый Дереник Сафарян и глава Союза виноделов Аваг Арутюнян также придерживаются мнения, что за годы независимости в республике было основано самое большее 1500-2000 га виноградников. С другой стороны, по оценкам виноделов и коньякоделов, а также специалистов Института виноградарства и виноделия, общая площадь виноградников колеблется в пределах 15-16 тыс. га, и 60-70% из них были основаны в 70-х годах прошлого века. То есть садам более 40-50 лет, они находятся на исходе плодовитости – 40-50-летние сады не могут давать 100%-ный урожай.
Для того, чтобы понять реальное состояние большинства виноградников в Армении, достаточно проехать по дороге Ереван – Армавир. На отрезке дороги, ведущей от Эчмиадзина к Армавиру, есть десятки гектаров виноградников, и то же самое в направлении Ереван – Арарат, в районе Масисса, у села Мхчян Арташатской области. Эти 40-50-летние сады, которые 15-30 лет назад в сравнительно лучших условиях обработки, когда соблюдались все требования и нормы орошения, прививок, удобрений, давали 7-8 т урожая. Эти же сады “в старости”, когда в плане обработки все делается по принципу “кто, как и кто сколько может”, обеспечивают почти 20 т урожая?
Предположим, что все наши расчеты неправильны, что в республике реально есть 17 тыс. га полноценных садов, из которых 16,3 тыс. плодовиты. Согласимся, что в этом году урожай винограда более высокий, и среднюю урожайность по республике посчитаем в два раза больше средней урожайности за последнее столетие – 12 т. Простые математические расчеты – и мы получим 192000 т урожая.
20% производимого в республике винограда составляют столовые сорта. Кроме этого, на 2 тыс. га обрабатываются полутехнические-полустоловые сорта, значительная масса которых используется как столовые и продается на рынках, а также подлежит холодильному хранению. Следовательно, по самым скромным подсчетам, было произведено около 45 тыс. т столовых сортов винограда. Получается, что даже по самым дутым цифрам, произведено не более чем 190 тыс. т винограда, из которых около 15 тыс. т было отправлено на холодильное хранение (только 7-8 тыс. т в селе Верин Арташат Араратского марза). Согласно официальным данным, 9 тыс. т было экспортировано. С августа по ноябрь 2015 г. 20 тыс. т было реализовано в свежем виде. Как минимум 20 тыс. т крестьяне использовали для приготовления вина и водки. В результате, перерабатывающие предприятия должны были заготовить 126000 т винограда.
Опубликованные данные о том, что произведено более чем 308 тыс. т и заготовлено 213 тыс. т винограда (это пока предварительные цифры), принадлежат Министерству сельского хозяйства, и необъяснимо, из каких источников они были получены. Затем их приведет и НСС. Эти цифры взяты из воздуха, потому что на данный момент даже гюхапетараны не представили цифр. Они их представляют раз в месяц в НСС. В НСС себя “подстраховали”, сказав, что они получают цифры из марзов. Вся ответственность ложится на руководителях Минсельхоза, специалисты которого пусть объяснят, как молодая лоза в пик производительности дает 2,5-3 кг урожая, а в возрасте 50-60 лет, обременная болезнями, в условиях плохого питания и орошения, часто даже без должного лечения, обеспечивает 7-8 кг и даже 10 кг урожая.
Обратимся к заготовкам. В конце XIX века во Франции был принят закон, согласно которому перерабатывающие предприятия после обработки заготовленного винограда образующиеся отходы должны хранить в особых условиях, чтобы суметь доказать соответствующим ведомствам, что действительно закупили опубликованное количество, и в плане заготовок нет обмана. В начале XXI века была предпринята попытка принять соответствующий закон в стране. После нескольких лет проволочек сказали, что проект данного закона будет принят в 2015 г. Но в очередной раз принятие закона было отложено, хотя даже в случае его принятия он не был бы задействован. Цель данного закона – обеспечение прозрачности деятельности. Сейчас объявляется, что заготовлено 210 тыс. т винограда, не исключено даже 250 тыс. т, но вот какое предприятие сколько заготовило, Минсельхоз держит в тайне, объясняя это бизнес-тайной предприятия, не подлежащей разглашению. Более того, сейчас говорят, что раз в деле организации заготовок министру и министерству не помогали (непонятно, кто и чем должен был помочь), то министр распорядился данных никому не предоставлять.
В этом году некоторые перерабатывающие предприятия получили от правительства льготные кредиты для организации заготовок. Узнать, какие это кредиты, и сколько осуществлено заготовок, нет возможности. Не исключено, что и не было заготовок. При этом есть предприятия, которые в последние несколько лет практически не осуществляли закупок, но, по “неопубликованным” данным Минсельхоза, напротив их данных, как правило, отмечается более чем 2-3 тыс. т. Где гарантия, что заготовщик 35 тыс. т именно столько заготовил? Нет никаких гарантий.
23 сентября 2015 г., когда кроме ЕКЗ еще 1-2 предприятия только начали закупать виноград, когда заводы, как правило, не спешили это делать, а крестьяне в панике бежали от одного завода к другому, замминистра сельского хозяйства РА, встречаясь на одном из заводов с виноделами, объявил, что уже заготовлено 47 тыс. т винограда. В тот же день министр сельского хозяйства на другом заводе на встрече с крестьянами объявил, что заготовлено 75 тыс. т винограда. Еще 1 тыс., даже 5 тыс. т “недоразумения” еще как-то можно допустить, но 30 тыс. т. Как говорится, комментарии излишни. Министр “выстрелил” цифру, а общественность ее проглотила.
Когда в 1998 г. французская компания “Перно Рикар” купила ЕКЗ, возникли серьезные разногласия последней с другими армянскими производителями коньяка. Тогда “французы” предложили министру Давиду Локяну создать комиссию, которая проверит, какая компания какие имеет возможности закупить виноград, т. е. проверит уровень их загруженности. Предложение со стороны министерства было отклонено. Компания “Перно Пикар” предложила сфотографировать виноградники из космоса, и она обязалась решить финансовые затраты. Вновь – резкий отказ. Через некоторое время сменилось руководство ЕКЗ, изменилось также позиционирование компании. Только с армянской стороны ничего не изменилось. Сейчас трудно сказать, кто в Армении знает общий объем тар для заготовок на предприятиях, кто хотя бы приблизительно имеет представление о реальных объемах заготовок винограда в стране.
Между тем, виноделие и коньякоделие во все времена было прибыльным бизнесом. Объемы экспорта вина и коньяка выросли с $140-150 млн. и за последние годы достигли почти $300 млн. А количество предприятий-винопроизводителей и производителей коньяка с 18-20 достигло 55. Благодаря им объемы экспорта увеличились. Логично, что и объемы закупок должны были бы увеличиться. Но площади виноградников за последнее время практически не увеличились, более того – уменьшились. В этом случае возникает вопрос, откуда сырье, из которого эти предприятия производят коньяк, из какого тогда сырья он производится?
Обращаясь к ситуации с закупками в нынешнем году, отметим, что состояние российского рынка, действительно, оказало отрицательное воздействие на экспорт продукции. Кроме этого, то, что происходит с заготовками сегодня – “совсем другое кино”. Хозяева предприятий, пользуясь моментом, создали совсем новую ситуацию в отрасли. А министерство невольно способствовало этому, кстати и не кстати объявляя об ожидающемся росте урожая на 20%, 30%, 40% и 50%. Несмотря на многочисленные уверения министерства в том, что виноград будет закуплен по цене, не ниже прошлогодней, и в полном объеме, кроме нескольких предприятий, остальные купили виноград в основном по цене от 40 до 120 драмов. И это в том случае, когда себестоимость 1 кг винограда составляет 90-110 драмов. Конечно, в подводящем итоги года выступлении министр объявит, что средняя закупочная цена винограда составила 139 драмов/кг, но от этого ничего не изменится, потому что ни министру, ни министерству, ни цифрам уже давно никто не верит.
Перерабатывающим предприятиям необходимо определенное количество винограда, чтобы иметь на складах высококачественный коньяк, что и было сделано низкозатратным способом. Сейчас уже многие виноградари ждут благоприятной погоды, чтоб начать выкорчевывать виноградники. Что, конечно, никак не скажется на развитии коньякоделия, оно продолжит развиваться как и раньше. Но пройдет всего лишь несколько лет, и на российском рынке будет очень сложно реализовать армянский продукт. А между тем этот тот случай, когда срабатывает так называемый “закон бумеранга”. Бумеранг брошен, возвращение не заставит себя ждать. (express.am/Пищепром Украины и мира)