Московские власти рассматривают возможность открытия кафе и баров на первых этажах жилых домов. Об этом «Известиям» сообщил и.о. замруководителя департамента торговли и услуг Александр Иванов. Таким образом предполагается увеличить число посадочных мест в предприятиях общепита на 20 тыс. Эксперты выразили опасение, что «приподъездные» предприятия общепита станут дополнительным источником шума для жителей домов.
По словам Иванова, кафе и рестораны будут появляться в новых торговых и офисных центрах, а также на первых этажах жилых зданий. Плюс к этому власти ставят условие сдавать под общепит не менее 25% нежилых помещений, принадлежащих городу. Речь идет в первую очередь о районах «с дефицитом сети предприятий общественного питания». По данным НИиПИ Генплана Москвы, в большинстве столичных районов спрос на заведения общепита превышает предложение. В частности, в Северном административном округе только 13 зон из исследованных 100 обеспечивают потребности жителей, а в Восточном — 15 из 104. Нет недостатка в кафе и ресторанах только в Центральном округе.
Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков полагает, что рынок общепита не требует вмешательства и дополнительного стимулирования со стороны властей.
— Эту кампанию можно было проводить лет 20 назад, сейчас рынок способен сам себя регулировать, — говорит эксперт. — Там, где на самом деле нужны кафе или ресторан, где есть такая потребность, они откроются. Свободных мест под общепит очень много, в то же время хороших, то есть проходных, значительно меньше. Открывать что-то в 100 м от метро уже, как правило, невыгодно, если речь идет о спальных районах.
Эксперт отметил, что во многих районах, например в Бирюлево, открывать рестораны невыгодно — никто туда не будет ходить.
По мнению эксперта, стимулировать бизнес, установив льготную ставку аренды, власти смогут только в том случае, когда помещения под общепит принадлежат городу. Но это не сделает заведения более доступными, а лишь принесет дополнительную прибыль их владельцам.
— Также власти смогут регулировать политику заведений, открывающихся в помещениях города, например ставить условие не продавать алкоголь, — говорит Петраков.
Он отметил, что предприятия общепита на первых этажах жилых домов будут неизбежно вызывать недовольство: сильные запахи, грызуны и шумные компании отдыхающих — всё это придется не по нраву жителям.
— Переделывать помещения под ресторан достаточно сложно: помимо оформления перепланировки квартиры нужно докупать электричество (не менее 80 кВт), делать мощную систему вентиляции, разводить водоснабжение в бар, на кухню, в несколько туалетов, — рассказывает Петраков.
Председатель правления Конфедерации общества потребителей Дмитрий Янин полагает, что открытие заведений общепита негативно отразится на комфорте жителей домов, в которых откроются новые заведения.
— Эти места могут работать до полуночи и даже позже, поэтому музыка и шум жильцам обеспечены, — говорит эксперт. — Плюс к этому кафе на первых этажах делают спиртное доступным после 23.00.
По словам Янина, город сможет запретить владельцам продавать алкоголь только в том случае, если в пределах 100 м находится учебное заведение, других ограничений закон не предусматривает.
Однако, по словам Иванова, московские законы в достаточной степени защищают интересы горожан, которые живут в доме, где работает кафе или ресторан.
— Например, есть ограничения по шуму, чтобы людям не мешала музыка в ночное время, — привел пример чиновник. — Кафе на первых этажах жилых домов, особенно если они расположены в центре города, — общемировая практика. Бизнес и жители должны уметь существовать рядом, не мешая друг другу.
Ресторанный эксперт компании Buffet Group Владимир Воронский полагает, что инициатива властей удачно совпадает с наметившейся тенденцией движения сетевиков в спальные районы.
— Эта ниша не заполнена, на окраинах строится очень много жилья, а заведения общепита в шаговой доступности не открываются, — говорит эксперт. — Людям приходится ехать в торговые центры. Сетевики уже начали завоевывать эти районы.
Воронский рассказал, что открывать заведения на периферии выгодно по нескольким причинам: во-первых, мало конкурентов, во-вторых, стоимость аренды ниже, чем в центре, в-третьих, легче получать лицензию на продажу алкоголя.
— В ЦАО очень плотная застройка, там множество учебных заведений, около которых нельзя продавать алкоголь, — пояснил эксперт.
Хорошим способом стимулирования предпринимателей, по мнению Воронского, может стать выгодное предложение по навигации, когда город по льготной цене размещает систему указателей, поскольку не всегда удается открыть заведение «на первой линии».
(irn.ru/Пищепром Украины, СНГ, мира)