Год подходит к концу. По традиции в декабре принято подводить итоги и строить планы на будущее. Milknews решил не отставать от общего тренда и подвести “молочные” итоги уходящего 2018 года – выделить основные события, тенденции и факторы, которые оказывали влияние на индустрию в течение всего периода. Редакция изучила аналитические отчеты, поговорила с экспертами и определила пять основных трендов отрасли в 2018 году. В этом материале мы расскажем про каждый из них.
Перед тем, как анализировать основные тенденции рынка за 2018 год, вспомним главные тренды мирового молочного рынка в 2017, чтобы сравнить, поменяла ли отрасль направление развития за 12 месяцев.
В прошлом году одним из главных трендов стал планомерный рост производства молока в мире. В 2017 году общий показатель вырос на 2,7%, по информации IFCN. Другой немаловажной тенденцией стала пиковая цена на сливочное масло и низкая – на сухое молоко. За прошлый год показатель вырос на 40% на масло, на обезжиренное сухое молоко снизился на 28%.
Кроме того, 2017 год стал еще одним в цепочке периодов, когда европейские производители неоднократно заявляли о том, что их доходы не покрывают затрат на производство молока. При этом Еврокомиссия отмечала, что с начала года отпускные цены переработчиков выросли с 33 до 37 евроцентов за литр.
К другим трендам эксперты относили рост потребления молочных ингредиентов в мире, увеличение спроса на молочные продукты в Китае и интерес потребителей к растительным аналогам коровьего молока.
Как изменились основные тренды молочного рынка в 2018 году?
В отчете Deloitte аналитики называли 2018 еще одним годом турбулентности на молочном рынке. По их мнению, на рынок продолжают негативно влиять факторы, которые уже хорошо знакомы участникам торговой площадки: неоднозначная ситуация со спросом в Китае, эмбарго в России и отмена квот в Евросоюзе. Эти показатели продолжают выливаться в общее перепроизводство молока и низкие цены на уровне аграриев и в уходящем году.
Однако, несмотря на это, эксперты видят на рынке и положительные изменения. Они выражены, в частности, в постоянном росте населения земли, растущих доходах жителей развивающихся стран, увеличении численности городского населения и потребительской моде на здоровое питание. Эти точки роста приведут к тому, что уже к 2020 году спрос на молоко и продукты на его основе вырастет на 2,5%, уверены аналитики Deloitte.
Исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов в разговоре с Milknews назвал в числе основных трендов 2018 года следующие: торговые войны между странами, рост потребления растительных альтернатив, резкое сокращение европейского интервенционного фонда, более сбалансированные цены на жиры и белки, а также Китай как точку роста и главный источник оптимизма для участников рынка. Далее Milknews расскажет о каждой из тенденций.
Торговые войны и перераспределение рынков
Уходящий год стал временем бесконечных выяснений отношений между странами, многие из которых напрямую воздействовали на молочный рынок. Прежде всего, речь идет о США, которые в 2018 году успели поссориться практически со всеми. Конечно, этому во многом способствует Дональд Трамп.
Еще в апреле специально созданное в стране ведомство для развития экспорта молочного направления, US Dairy Export Council, называло Китай “основным и приоритетным рынком для американской молочной отрасли”. В 2017 США отправили в Китай молочных продуктов на 577 млн долларов, каждый год показатель стремительно рос двузначными цифрами. Генеральный секретарь США по сельскому хозяйству Сонни Пердью рапортовал о рекордах по экспорту молочной группы в Китай, а также Канаду и Мексику.
Весной руководство страны обвинило Пекин в “хищных атаках на американскую инновационную базу” и ввело пошлины практически на весь китайский экспорт. Китай в ответ установил пошлины на американские молочные продукты. Выросли тарифы на американский СОМ, сыворотку и все виды сыров. Руководство страны предприняло попытку поддержать молочную отрасль в тяжелой ситуации и выделило $12 млрд в качестве поддержки.
По данным USDA, с 2013 по 2017 год Китай импортировал 9,7% от всего объема американской молочной продукции, идущей на экспорт, уступая в рейтинге только Мексике, куда уходило чуть больше 23% товара. Дело осложняется тем, что, помимо Китая, США ведут жесткие переговоры и с другими торговыми партнерами – Мексикой и Канадой. Эксперты уверены, что такая торговая политика в скором времени неизбежно приведет к тому, что освободившийся объем американского экспорта окажется на рынке и будет давить на других экспортеров.
Последствия торговых войн уже заметны на американском рынке. За четыре месяца, с тех пор, как Китай ввел дополнительные тарифы, экспорт сыворотки из США в Китай сократился на 36% по сравнению с прошлым годом, продажи СОМ упали на 54%, СЦМ – на 97%, экспорт сыра – на 56%. В стоимостном выражении объем экспорта молочной продукции в Китай снизился на 26% с июля по октябрь 2018, такие данные публикует ведущий аналитик молочных рынков аналитического агентства “ИНФАГРО” Максим Фастеев со ссылкой на US Dairy Export Council. В разговоре с Milknews он также назвал основные рынки, которые могут стать для США заменой китайскому – это Мексика и страны Юго-Восточной Азии.
Рост потребления растительных альтернатив молока
Доля растительных альтернатив молока на рынке продолжает расти и беспокоить производителей продуктов на основе животного сырья. По прогнозам аналитического агентства GIRA, в ближайшие годы сегмент рынка может вырасти до 20% или в 4 раза по сравнению с 2002 годом. Основными потребителями растительных напитков остаются две страны – США и Китай, где сосредоточены 70% покупателей данного вида продукции.
Mordor Intelligence прогнозирует, что рынок молочных альтернатив в Европе растет ежегодно на 14,5% и будет продолжать увеличиваться такими темпами до 2023 года. Крупнейшими площадками в Европе остаются Германия, Великобритания и Франция, однако увеличение потребления и распространение аналогичных потребительских предпочтений наблюдается и в других странах, например, в Испании и Италии. Аналитики связывают рост сегмента с увеличением покупательской способности населения, а также его обеспокоенностью вопросами экологии и питания.
Интерес к растительным продуктам растет и в России. За 10 месяцев 2018 года в РФ импортировано 2,16 тыс. тонн напитков на основе сои и орехов, что на 81% больше, чем за аналогичный период 2017 года.
Большая часть таких продуктов поступает на российский рынок из Италии, Испании, Австрии, Таиланда и Бельгии.
Сегмент рынка растительных напитков связан с большим количеством стартапов – компаний, которые выводят на рынок новые альтернативы коровьему молоку. Milknews уже писал про предпринимателей из Кремниевой долины, которые заработали $20 млн на “молоке” из желтого гороха. Продукты на основе сои, которые были пионерами отрасли, сегодня, напротив, падают в показателях. Ранее Milknews публиковал подробный материал о том, как развивается рынок растительных напитков в России и мире.
Сокращение европейского интервенционного фонда
В течение последних нескольких лет Еврокомиссия пыталась помочь местным производителям молока, которые пострадали после отмены квот, введения Россией эмбарго и других кризисных явлений на рынке. Одним из таких инструментов поддержки был выкуп лишних объемов сухого обезжиренного молока с рынка в государственные интервенционные фонды. В результате, к концу 2017 года на складах накопился приличный объем СОМ – около 370 тыс. тонн. Сложившаяся ситуация создавала серьезное давление на ценовую ситуацию не только в самом Евросоюзе, но и во всем мире.
В 2018 году европейские власти всерьез взялись за проблему реализации образовавшегося стока на складе и начали активно распродавать запасы. К концу ноября на складах оставалось 167 тыс. тонн сухого молока.
Еврокомиссар по сельскому хозяйству Фил Хоган на недавней конференции в Ирландии выступил с прогнозом, что ЕС полностью избавится от накопившихся запасов сухого молока на складах уже в середине 2019 года. Аналитики сходятся во мнении, что такая новость однозначно станет позитивным сигналом для рынка, прежде всего, в категории сухого молока, где цены стабильно снижались на протяжении последних 4 лет. В 2019 году эксперты впервые ожидают роста цены на сухое молоко на торгах.
Сбалансированные цены на жиры и белки
Если главным трендом прошлого года были высокие цены на сливочное масло и низкие значения по сухому молоку, то в этом году этот тренд изменился. В 2018 году цена на масло начала активно снижаться, начиная со второй половины года с $5787 в мае до $3637 в ноябре.
Цены на торгах GDT на масло за 12 месяцев
Аналитики Milknews связывают такое поведение рынка с возросшим предложением на рынке при сохраняющейся неоднозначности спроса. Кроме того, значительные объемы сливочного масла могут сохранятся на частных складах, что также влияет на ценовую ситуацию, уверены эксперты. Сейчас ценовые показатели соответствуют уровню 2016 года, после пиковых показателей 2017 рынок выровнялся и показывает некоторую стабильность.
Цена на сухое обезжиренное молоко после долгого периода снижения в этом году начала восстанавливаться, с декабря 2017 года показатель поднялся с рекордно низкого $1675 до $2051 в июне. Последняя торговая сессия завершилась с результатом $1970 за метрическую тонну. В перспективе эксперты прогнозируют рост цен на СОМ в связи со снижением уровня производства и успешной распродажей запасов европейского рынка.
Цена на сухое обезжиренное молоко за 12 месяцев
Китай как источник оптимизма
Уже который год производители молочных продуктов связывают с китайским рынком большие надежды на наращивание экспортных поставок. Внутреннее производство почти не растет, в 2019 году USDA прогнозирует снижение показателя на 1% до 34,7 млн тонн. Местные аграрии находят производство молока невыгодным и сокращают поголовье из-за слишком высоких затрат на корма, строгих экологических требований со стороны властей и низких отпускных цен. Начавшаяся в 2018 году торговая война с США привела к удорожанию стоимости кормовых ингредиентов, значительная часть которых завозилась с американского континента.
В 2019 году USDA прогнозирует прирост спроса на молочные продукты в Китае, в первую очередь, за счет исторически низкого уровня потребления на человека. По данным китайской статистики 2016 года, в городах люди потребляют 16 кг на человека, в сельской местности еще меньше – около 7 кг на человека. Прирост обеспечит население, которое перебирается из сельской местности в города в поисках работы.
USDA прогнозирует, что в 2019 году Китай увеличит импорт молочных продуктов до 850 тыс. тонн, то есть на 13% к 2018 году. В денежном выражении китайский импорт вырос на 21% с 2015 года до $5 130 млн, подсчитали аналитики Milknews.
Основную долю в закупках Китая составляет сухое молоко, сыворотка, ЦМП и десерты, а также сыры. Поставщики смогут находить потребителей через площадки электронной торговли, получившие активное развитие в Китае в последние годы.
Основной поток поставок в Китай обеспечивают страны Евросоюза, Новая Зеландия и Австралия. Американский импорт осложнен введенными 25% пошлинами на основную группу молочных товаров, вступившими в силу в июне 2018-го.
В 2018 году свои намерения выйти на китайский рынок заявила и Россия. В начале ноября представители власти подписали протокол о проведении инспекционного, карантинного и ветеринарно-санитарного контроля в отношении взаимных поставок молочной продукции. Минсельхоз называет рынок КНР одним из главных направлений развития отечественного молочного экспорта.
Аналитики Milknews прогнозируют, что до 2025 года экспорт РФ по молочной группе может вырасти до $1 млрд. На сегодняшний день основными экспортными направлениями для страны остаются страны Таможенного союза и СНГ. В перспективе Россия рассчитывает выйти в Китай, а также другие направления Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день Россия экспортирует в Китай только мороженое, остальные позиции пока закрыты для отечественных продавцов. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)