29 января истек срок обсуждения проекта приказа Минздрава о новых санитарно-гигиенических требованиях к минеральной воде. Как это повлияет на рынок, и чего ждать потребителям?
Объем внутреннего рынка минеральных вод Украины оценивается в $1 млрд, он быстро растущий и перспективный. В первую очередь это связанно с невысоким качеством вод из-под кранов и популярностью тенденции здорового питания и образа жизни. Ежегодный уровень потребления минеральной воды в Украине составляет 39,2 л на одного человека, однако ее качество иногда оставляет желать лучшего, что связано в том числе с устаревшими стандартами, которые регулируют эту отрасль.
Министерство здравоохранения уже начало процесс адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в сфере безопасности пищевых продуктов, что позволит обеспечить высокий уровень защиты здоровья и интересов потребителей, а также прозрачные условия ведения хозяйственной деятельности в сфере производства, поставки, обращения и реализации воды природной минеральной.
29 января истек срок обсуждения Проекта приказа Министерства здравоохранения “Об утверждении гигиенических требований к воде природной минеральной, ее показателям безопасности и отдельным показателям ее качества, а также отдельных требований к воде источников”. Каких изменений стоит ожидать?
Чего ждать потребителям?
У нас в стране до сегодняшнего дня используются старые советские и устаревшие украинские стандарты. Если в Европе вся вода очень четко делится на питьевую, минеральную природную и лечебную, то у нас тут царит ничем не обоснованное разнообразие. Есть природная столовая вода, есть лечебно-столовая вода, есть лечебная вода и так далее. Это можно назвать пережитками прошлого, потому что в Европе уже давно не существует природных столовых вод. Так что привести все существующие в Украине нормы в соответствие с требованиями ЕС было насущной необходимостью.
Особое внимание в Проекте уделяется обработке воды, чего не прописано в ГСТУ. Устанавливается, что вода природная минеральная в процессе производства не может быть объектом обработки, кроме случаев, когда из нее необходимо разными способами удалить соединения железа, серы, марганца, мышьяка и некоторых других элементов. Обработка воздухом, обогащенным озоном, не должна менять основной состав воды. Вода природная минеральная должна соответствовать до обработки микробиологическим параметрам, которые определены в разделе IV “Гигиенических требований”. Обработка не должна приводить к образованию побочных соединений в концентрациях, превышающих максимально допустимые уровни и т. д.
Если в старых ГСТУ указывалось лишь определенное количество микроорганизмов на 1 мл воды, то новые санитарно-гигиенические нормы определяют не только количество, но и инкубационный период, и разницу температурных режимов в зависимости от среды.
В нормах прописан запрет на обработку с целью обеззараживания, введение бактериостатических веществ или другую обработку, которая может изменить количество жизнеспособных колоний микроорганизмов. Если раньше химический состав нужно было указывать только для лечебно-столовых вод, то новые нормы вводят обязательное указание основного состава для всех природных минеральных вод. Учитывается уровень концентрации маркировки фторидов. При превышении нормы обязательна маркировка “о непригодности для регулярного употребления детям в возрасте до 7 лет, лицам с проявлениями флюороза и пониженным иммунитетом”.
Чего ждать рынку?
Все производители воды делятся на тех, кто работает с долгосрочной лицензией Госгеонедр (так называемое спецразрешение на пользование недрами), и тех, кто получает временную.
Первая категория – это компании, которые на рынке уже долгие годы, а саму лицензию получали 20 лет назад.
Вторая – это предприниматели с временной лицензией, вышедшие на рынок недавно. За последние годы, судя по “Перечню выданных спецразрешений на использование недр”, появилось более 300 новых игроков. В их лицензиях (выдаются сроком в среднем на 5 лет) в качестве вида пользования недрами указывается геологическое изучение, в том числе опытно-промышленная разработка. Однако, в соответствии с пунктом I.2 законопроекта МОЗ, гигиенические требования на воды, в отношении которых осуществляется опытно-промышленная разработка, не распространяются.
Таким образом, новые компании-производители вод, получившие 5-летние специальные разрешения, могут лишиться возможности активно развиваться на внешних и/или внутренних рынках в связи с гигиеническими ограничениями, которые являются одними из самых приоритетных во всей отрасли. А поскольку гигиенические требования не распространяются на тот вид пользования недрами, которым они занимаются, то, согласно новым “Санитарным требованиям”, они теряют право быть внесенными в актуальные реестры. Либо им для этого нужно получить специальное разрешение через аукционы в Госгеонедрах. Однако для предприятий, занимающихся вододобычей менее пяти лет и не имеющих долгосрочных лицензий, даже этот путь оказывается закрыт. Такие компании составляют 69% рынка.
При этом предприятия, которые не имеют возможности получить регистрацию как организация, занимающаяся добычей вод в новых реестрах, должны будут соблюдать ДСТУ 1987 года, которые были актуальны на момент получения ими специальных разрешений. Получить долгосрочную лицензию они смогут только по окончании временной. А делать бизнес, используя устаревшие стандарты, означает остаться за пределами современного рынка природных минеральных вод, на котором остаются фактически только “старые” игроки с долгосрочной лицензией. (Дело/Пищепром Украины)