С сентября 2016 года по август 2017 украинский рынок кофе продемонстрировал рост продаж на 3% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2015/2016. В аналогичный период в 2016 году по сравнению с 2015 продажи демонстрировали падение на 8%. Об этом свидетельствуют данные ритейл-аудита Nielsen, пишет Дело”.
Наибольший вклад в улучшение динамики категории кофе внес сегмент натурального кофе (молотого и в зернах) и кофе-миксы. Значительно упали продажи сегмента кофейные смеси.
Ключевыми производителями кофе в Украине являются Food Empire, Jacobs Douwe Egberts, Nestle, Orimi Trade, Strauss Coffee (расположены в алфавитном порядке).
Рост стоимости в среднем за килограмм кофе за последний год практически не изменился. В то время как в большинстве сегментов средняя цена за килограмм выросла: растворимый кофе на 3%, кофе-миксы на 8%, кофейные смеси на 3%. И лишь в сегменте натурального кофе цена снизилась на 3%, что отобразилось позитивно на динамике его продаж. Годом ранее средняя цена за килограмм кофе выросла на 26%. Во многом именно это послужило причиной снижения темпа продаж кофе в денежном выражении: с 16% в 2016 году до 3% в 2017-м.
Анна Ильчук, руководитель группы по работе с производителями продуктового рынка и напитков Nielsen в Украине, говорит: “Кофе стал одной из активно продвигаемых категорий на рынке товаров повседневного спроса за прошедший год – 50% продаж кофе проходит через промо. Именно благодаря ценовым промо, ведущие производители смогли нарастить объемы продаж категории”.
В сентябре 2016 года – августе 2017-го в структуре продаж категории кофе наибольшую долю занимает сегмент натурального (молотый и в зернах) кофе, который имеет 35% доли в натуральном и 24% в денежном выражении. На долю растворимого кофе приходится 26% в натуральном и 54% в денежном выражении.
Кофе-миксы занимают 33% доли в натуральном и 18% в денежном выражении.
Кофейные смеси, которые занимают 4% доли в натуральном и 2% в денежном выражении, демонстрируют отрицательную динамику продаж на 12% в натуральном и на 10% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом – за счет снижения спроса.
В 2017 году по сравнению с 2016-м наибольший рост продаж в категории показывает натуральный кофе: 12% в натуральном и 8% в денежном выражении. Продажи кофе-миксов в натуральном выражении не изменились, но выросли на 8% в денежном выражении за счет роста цены за килограмм на 8%. В свою очередь, продажи растворимого кофе сократились на 2% в натуральном выражении, но выросли на 1% в денежном.
В 2017 году по сравнению с 2016-м продажи собственных торговых марок сетей в категории кофе сократились в целом на 8% в натуральном и на 18% в денежном выражении, тогда как в 2016-м году их продажи падали на 2% в натуральном и росли на 17% в денежном выражении. В сегменте СТМ в 2017 году падают продажи как растворимого кофе (40% в натуральном, 35% в денежном выражении), так и натурального кофе (31% в натуральном, 23% в денежном выражении).
Анна Ильчук продолжает: “Отечественный покупатель стал умнее и экономит в режиме smart – это значит, что он не готов отказывать себе во вкусном и хорошем кофе и считает брендированный кофе гарантией качества и вкуса. Покупатель скорее потратит больше времени в поисках скидки на кофе известной торговой марки, чем купит СТМ, в качестве и вкусе которого сомневается. Ритейлерам стоит подумать, как донести до покупателя качественные и вкусовые преимущества собственной торговой марки сети, чтобы завоевать сердце украинского любителя кофе”.
Среди каналов крупнейшую долю в продажах кофе занимают гипер/супермаркеты – 43% в натуральном выражении и 45% в денежном. В 2017 году продажи в этом канале выросли на 1% в натуральном выражении и на 3% в денежном. В 2017 году наиболее сильный рост продаж показали мини-маркеты: 10% в натуральном и 12% в денежном выражении, что в результате повысило важность данного канала для категории (до 9% в натуральном выражении).
Традиционная торговля в 2017 году обеспечивает 48% продаж категории в натуральном выражении. Продажи в этом канале выросли на 1% в натуральном выражении и упали на 1% в денежном, что связано с падением средней цены за килограмм на 3%. (Агро Перспектива/Пищепром Украины)