В Украине грядет очередное подорожание сигарет. В соответствии с требованиями Евросоюза Минфин и народные депутаты подготовили инициативы, предполагающие дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на табачные компании.
В случае реализации инициатив цена за пачку сигарет может вырасти более чем на 3-5 гривен в краткосрочной перспективе. В течение последующих лет цена может увеличиться в 3-4 раза, до уровня европейской, передает 112.ua.
Предполагающие значительное увеличение налоговой нагрузки на табачные компании законопроекты Минфина и народных депутатов разработаны в соответствии с требованиями Директивы №2011/64/ЕС от 21 июня 2011 года (о структуре и ставках акциза, которые применяются к табачным изделиям). Соблюдение Украиной требований директивы предполагается Дополнением XXVIII к главе 4 “Налогообложение” раздела V “Экономическое и отраслевое сотрудничество” Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Один из законопроектов Минфина “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины” (в отношении приближения уровня ставок акцизного налога на табачные изделия к минимальному уровню, действующему в ЕС) опубликован на сайте Министерства 30 августа. Документом предполагается поднятие минимального налогового обязательства для сигарет в Украине до 90 евро за 1 тыс. штук уже в 2025 году. Сейчас оно установлено на уровне 21 евро (596,05 грн) за 1 тыс. штук. Учитывая, что акциз является одним из существенных факторов ценообразования, цена сигарет может вырасти пропорционально – в 3-4 раза, в сравнении с нынешней.
С 2018 года этим документом предусмотрено увеличение специфической составляющей на индекс роста потребительских цен (8,1%) до 25,84 евро (731,2 грн) за 1 тыс. штук (для сигарет с фильтром и без фильтра). В последующие годы ставка должна увеличиваться на 20% ежегодно (в 2019 году – до 31,01 евро, в 2020 году – до 37,21, в 2021 году – до 44,66, в 2022 году – до 53,59, в 2023 – до 64,30, в 2024 – до 77,16). Отмечается, что 90 евро в 2025 году – это 60% в удельном весе средневзвешенной розничной цены сигарет, что соответствует требованиям европейской директивы.
Другим законопроектом Минфина, который уже зарегистрирован в Верховной Раде, “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в отношении пересмотра ставок некоторых налогов” №6776 предполагается менее радикальное увеличение специфической составляющей для сигарет с фильтром и без фильтра с нынешних 445,56 грн за 1 тыс. штук до 495,46 грн. При этом минимальное налоговое обязательство увеличивается с нынешних 596,05 грн (21 евро) за 1 тыс. штук до 662,81 грн за 1 тыс. штук.
В пояснительной записке к документу отмечается, что он разработан на выполнение нормы Постановления Кабмина, предполагающего индексацию специфических ставок налога с 1 января 2018 года на уровень инфляции 11,2%.
Депутатский законопроект №6683-1, зарегистрированный в Раде в июле нынешнего года, “О внесении изменений в Налоговый кодекс, в части особенностей налогообложения табачных изделий” предполагает увеличение специфической ставки акцизного налога с 1 января 2018 года не на 8,1%, как в проекте Минфина, а сразу на 33% с одновременным повышением адвалорной составляющей акцизного налога на 8% (с нынешних 12% до 20%), что должно обеспечить минимальную акцизную нагрузку с каждой тысячи сигарет до 792,75 грн.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в случае его принятия в бюджет будут обеспечены дополнительные поступления – ориентировочно 11,8 млрд грн. Авторы законопроекта – депутаты от разных фракций: Оксана Юринец, Андрей Антонищак, Дмитрий Добродомов, Денис Силантьев, Тарас Батенко, Ярослав Дубневич, Игорь Лапин, Андрей Кот, Игорь Шурма, Татьяна Острикова, Игорь Васюник, Василий Петевка, Николай Люшняк, Олег Осуховский, Роберт Горват.
Также в Верховной Раде зарегистрирован законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс в части особенностей налогообложения табачных изделий” №6683, авторами которого являются Александра Кужель, Глеб Загорий, Валерий Писаренко и Сергей Мельничук. Как и проект Минфина, он предусматривает ежегодное увеличение специфической ставки налога и минимального акцизного налогового обязательства по уплате акцизного налога с табачных изделий на 20% до достижения суммы, эквивалентной 90 евро за 1 тыс. штук, в соответствии с требованиями Европейской директивы.
Участники рынка говорят, что реализация инициатив может привести к очередному витку роста цен на сигареты, а также росту доли теневого рынка.
Зарегистрированные в Раде законопроекты №6776, 6683, 6683-1 предусматривают разные сценарии изменения акцизных обязательств: от индексации акцизных ставок на уровень инфляции до повышения специфической и минимальной ставок на 33% , отмечает менеджер по вопросам фискального регулирования JTI Украина (Winston, Sobranie, Glamour) Андрей Фита. “Минфин также намерен повысить специфическую ставку в 2018 году почти на 30%”, – отмечает он.
В то же время, “JTI Украина”, по его словам, предлагает принять долгосрочный план повышения акцизных ставок, который предусматривал бы ежегодное повышение специфической и минимальной ставок акциза на 20%. “Это позволит гармонизировать ставки с европейскими в течение 8-13 лет (в зависимости от девальвации), что очень близко к тем срокам, которые понадобились странам Восточной Европы на гармонизацию. При этом такой сценарий не будет шоковым ни для государства, ни для отрасли, ни для потребителей”, – считает Андрей Фита.
На 20-процентном повышении специфической ставки акцизного сбора настаивает и Philip Morris. “Наша позиция остается последовательной и абсолютно обоснованной, мы готовы к 20-процентному повышению акциза на 2018 год, если ставки останутся в национальной валюте. В то же время, повышение акцизного налога более чем на 20% приведет к росту цен на сигареты более чем на 3-5 гривен за пачку. Это, по нашему мнению, только усугубит спрос на нелегальную продукцию”, – сообщили 112.ua в пресс-службе копании “Филип Моррис Украина” (Chesterfield, Bond Street, Marlboro, L&M, Parliament).
Также в компании раскритиковали предложение Минфина установить ставки акцизного налога именно в евро. “Это несет риск резкого роста цен на табачные изделия в случае девальвации национальной валюты. Также эта инициатива не отработана с точки зрения администрирования. Сложность для налогового расчета акциза к уплате в гривнах будет состоять в том, что при предоплате акциза курс будет один, а на дату реализации продукции курс может быть совсем другим”, – сказали 112.ua в пресс-службе “Филип Моррис Украина”.
По словам Андрея Фиты, в последние годы, благодаря слаженной работе табачной отрасли и контролирующих органов, показатель нелегального рынка удалось снизить до 1%. Но с апреля нынешнего года его доля вновь выросла до 1,7%. В июне она достигла 2,6%. “То есть, последние несколько месяцев нелегальный рынок растет. Это означает, что продолжение непредсказуемой политики относительно акцизных ставок на сигареты может привести к плачевным последствиям, когда контрабанда из соседних стран снова станет выгодной”, – говорит Фита.
Некоторые участники рынка видят в инициативах депутатов попытку повлиять на рынок. В частности производители дешевых сигарет категорически не согласны с идеей повышения только специфических ставок акцизного сбора. “На данный момент в Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов об увеличении ставок акциза в 2018 году. Некоторые из них носят открытый антиконкурентный характер и предусматривают нормы, выгодные отдельным производителям. В частности законопроект 6638 предлагает, фактически, установить минимальную цену на сигареты на уровне 30 грн (в точке продажи). Тот производитель, который захочет продавать чуть дешевле, вынужден будет платить почти двойную ставку акциза! Народные депутаты во главе с Кужель, подписавшие этот законопроект по просьбе определенных табачных компаний, выступили за фиксацию цен на рынке и гарантию дополнительных прибылей отдельным “табачникам” за счет бесцеремонного “раздевания” потребителя”, – уверен директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в Украине, Молдавии и странах Кавказа (Грузия, Армения, Азербайджан) (West, R1, Style, “Прима”) Олег Стрекаль.
Другие же участники рынка выступают против повышения адвалорной составляющей акциза, предусмотренного в последних законодательных инициативах Минфина и депутатов. В частности некоторые из них предусматривают повышение адвалорной ставки на 8 процентных пунктов – до 20%. “Увеличение адвалора не влияет на увеличение минимального акцизного обязательства, а только приводит к тому, что потребители переходят на более дешевые сигареты, с которых не уплачивается адвалор”, – сообщили в “Филип Моррис Украина”, заявив также, что “повышение адвалорной части акциза противоречит Соглашению об ассоциации Украины и ЕС”. “Мы считаем, что адвалорная составляющая должна оставаться на том уровне, на котором она есть сегодня”, – сказал Фита.
Действия Минфина в направлении наработки законодательных инициатив с целью повышения ставок акциза на табачные изделия в компании “Филип Моррис Украина” назвали “выглядящими, как достаточно бессистемные”. “В конце июля этого года Кабмином по инициативе Минфина предложено повысить специфическую ставку и минимальный акциз на табачные изделия на 11,2%. Уже через месяц Минфин опубликовал на сайте новую инициативу, предложив перевести ставки акциза в евро, начиная с 2018 года, и предложил новый темп роста 8,1% и 20% дополнительно”, – сообщили в пресс-службе компании.
“Мы считаем, что акцизную политику нужно рассматривать в рамках тех обязательств, которые Украина взяла на себя по договору об ассоциации с ЕС. Эти обязательства предусматривают гармонизацию акцизов с европейскими, то есть установление их на уровне EUR90 на 1 тыс. сигарет. Есть несколько сценариев, как это сделать. Мы придерживаемся позиции, что акцизы нужно повышать постепенно, учитывая экономическую ситуацию в Украине и ту роль, которую играет отрасль для стабильных поступлений в бюджет. Акцизная политика должна быть умеренной и предсказуемой”, – сказал Фита из JTI.
А вот в Imperial Tobacco уверены – повышать стоит как специфические ставки акциза, так и адвалорные. “Это позволит сбалансировать структуру рынка, убрав преференции для производителей дорогих сигарет. Наша компания всегда была сторонником одновременного повышения всех компонентов акцизного налога. Пропорциональное изменение всех элементов акцизной системы обеспечит стабильность рынка, будет отвечать принципам нейтральности рынка и европейским подходам. Но, главное, повышение адвалорной ставки принесет в госбюджет дополнительно 7 млрд гривен по сравнению с моделью, которая повышения адвалора не предусматривает”, – говорит Стрекаль.
По его словам, в последние 5 лет правительство предприняло два шага, которые изменили ситуацию на рынке. “Речь идет о снижении ставки адвалорного налога с 25% до 12% в 2012 году и сравнении ставок акцизного налога на сигареты с фильтром и на сигареты без фильтра в 2014 году. Другими словами, эти два изменения увеличили нагрузку на сигареты недорого сегмента и, как результат, стимулировали нелегальную торговлю – массовую подделку дешевых сигарет и ввоз контрабанды из Молдавии и других стран”, – говорит Стрекаль. По его словам, после этого Минфин и народные депутаты неоднократно подавали законопроекты о повышении адвалорного акциза на дорогие сигареты, но они не были поддержаны Комитетом.
При этом производители отмечают “позитивные изменения” в подходе Минфина к этому вопросу. “Традиционно новые ставки акциза – это новогодний “подарок под елочку”. И это при том, что Налоговый кодекс Украины предусматривает то, что акцизные ставки должны приниматься заблаговременно. Кодекс предполагает, что ставки должны быть утверждены за 6 месяцев до начала нового периода. В реальности ставки принимались в период с 20 по 31 декабря каждого года, и с 1 января они уже вступали в силу. В такой ситуации мы не можем говорить ни о каком планировании и долгосрочной стратегии развития бизнеса”, – говорят в Imperial Tobacco.
“Сейчас же идет работа над предсказуемым трехлетним планом повышения ставок. При этом в отличие от предыдущих лет диалог начался заблаговременно, а не перед утверждением бюджета”, – отметил Андрей Фита.
В прежние годы, действительно, акциз на сигареты Минфин часто повышал “под елочку”, в то время, когда в Раде авралом принимался бюджет. Как это будет происходить в этом году и какой окончательный сценарий выберет Минфин, будет еще видно.
Но ясно одно – дешевых сигарет в Украине больше не будет. Повышение будет однозначно, и вопрос в том, насколько и какими темпами. Украина должна будет выполнить требования ЕС, и власти взяли на это курс. (Hvylya.net/Пищепром Украины)