На конференции “Миллион с гектара” среди ряда нишевых культур, перспективных для выращивания в Украине для обеспечения местного рынка и экспорта, называлась и спаржа. Действительно, этот продукт очень популярен в ряде стран Западной Европы, особенно в Германии и Франции, и его производство связано с высокими затратами ручного труда при уборке урожая.
Это многолетняя культура, и прежде чем закладывать насаждения, есть смысл прислушаться к мнению оптового торговца спаржей в Европе, представителя фирмы The Greenery Шайрара Хулсмана. Спаржевый сезон этого года практически закончился. Для производителей тепличной спаржи сезон был неудачным, для тех, кто выращивает ее под низкими пленочными укрытиями, сезон был умеренным, а для тех, кто выращивает ее в открытом грунте под черно-белой мульчирующей пленкой, сезон был обычным. В этом году Пасха была позже, чем обычно. Обычно производители стараются получить максимальный урожай накануне Пасхи. Многие тепличные производители работают в этом направлении, но в этом году урожай из-под низких укрытий и даже ранних сортов спаржи из-под белой пленки вырос раньше, чем обычно, поскольку в марте была очень жаркая погода. К тому же уборка урожая в Германии началась очень рано. Обычно Германия является хорошим рынком сбыта голландской тепличной спаржи, но в этом году цены оказались очень низкими, поскольку местная спаржа была доступна уже перед Пасхой. Это означает, что по сравнению с прошлым годом тепличная спаржа была менее выгодной культурой, а затраты на ее производство высоки.
Урожай из-под низких пленочных укрытий поспел рано, цены по сравнению с прошлым годом не были слишком высокими. Но с учетом того, что урожай был убран на две-три недели раньше обычного, конечный результат для этих производителей оказался лучше, чем ожидалось. Дополнительным преимуществом ранней уборки является постоянная величина сборов. В прошлые годы производители избегали выращивания поздних сортов спаржи, поскольку, по мнению потребителей, спаржевый сезон длится с Пасхи до Троицы. Это заметно по розничной торговле и сектору общественного питания.
Представитель торговой фирмы не считает, что спаржевый рынок Голландии уже насыщен. “В этом году сложилась ситуация, когда вся спаржа рано попала на рынок. В одно время слишком много продукции при средней цене. Средняя цена спаржи значительно варьирует в зависимости от момента пиковых сборов. Например, в конце апреля-начале мая был период прохладной погоды, это означает, что сбыт шел ровно и цены были на пиковом уровне. Во вторую неделю мая было очень жарко, что вызвало пик поступления продукции и снижение цен. С этого момента на рынке появилось много спаржи второго сорта, всего через несколько недель после начала сезона, по соответственно еще более низкой цене. Эта спаржа по-прежнему доступна, в т.ч. на экспортных рынках.
В Голландии в последние годы вновь увеличился спрос на спаржу. Поскольку площадь под спаржей в других странах Европы остается стабильной, представитель торговой фирмы считает, что производство спаржи надо увеличивать в самой Голландии. К тому же снизился экспорт спаржи в Европу из Перу. В этом году труднее шла продажа спаржи в Германию, но экспорт в Испанию был успешным. Спрос со стороны Франции появился уже на 20 календарной неделе. Дальние покупатели, как например, Япония, являются хорошими покупателями толстых высококачественных побегов спаржи, но эти объемы незначительно влияют на ситуацию в целом. Однако и в этом сезоне The Greenery удалось найти новых покупателей на всех рынках, и планируется снабжать эти рынки за счет увеличения собственного производства в Голландии.
С точки зрения продаж в этом сезоне был хороший спрос со стороны общественного питания, хорошо шли продажи на оптовые рынки. Супермаркеты начали продажи, как только поставщики сообщили, что будет много продукции. Однако в начале сезона супермаркеты немного колебались после прошлого года с нехваткой продукции и высокими ценами. Примечательно, что супермаркеты начали продавать спаржу второго сорта. Пока еще рано судить, как это повлияет на рынок спаржи в целом. В этом сезоне The Greenery продала больше очищенной спаржи, что означает увеличение рынка этого вида продукции.
Хорош или плох сезон, в значительной мере зависит от периода и метода выращивания. Цены были ниже, но если фермер не получит должной урожайности, он не заработает ничего. В этом году фирма The Greenery продала всего на 30% больше спаржи, чем год назад. Однако сезон еще не совсем закончился, небольшая группа фермеров продолжала уборку урожая позднего высокоурожайного сорта Баклим вплоть до дня Св.Иоанна (24 июня). В конце этого сезона цены держатся на высоком уровне. (АПК-Информ/ Пищепром Украины)