Украинцы ежегодно потребляют 1,2-1,3 миллиона тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Но с каждым годом производство хлебобулочных изделий сокращается примерно на 10%. Причиной этого в основном являются низкая покупательная способность населения и рост цен.
Однако население стало меньше покупать хлеба не только из-за его стоимости, потребитель несколько изменил культуру питания. Люди стали меньше есть хлеба, а больше – овощей. Некоторые вообще отказываются от хлебобулочных изделий, чаще – из муки высшего сорта, считая их калорийными и не приносящими пользу.
Жалуются на снижение объёмов производства хлебобулочных изделий и на Херсонском хлебокомбинате. Как прозвучало на недавней встрече хлебопекарей области в Херсонской облгосадминистрации, только за последние месяцы предприятие вынуждено было снизить объёмы выпечки на 2 тонны хлеба в день. И, как утверждают, эту нишу заполнили конкуренты.
По словам председателя правления Херсонского хлебокомбината Сергея Дурова, в нашем регионе продают хлеб не только из Николаевской, но и из Одесской, Днепропетровской областей.
Причём конкуренты в “своих” населённых пунктах реализуют свою продукцию дороже, чем на Херсонщине! Мол, этой экспансии подыгрывают и розничные сети, и бюджетные учреждения – им всё равно, откуда брать хлеб, лишь бы подешевле.
Впрочем, ничего в этом плохого нет. Ведь это конкуренция. Таким был аргумент представителя теротделения Антимонопольного комитета. Здоровая конкуренция стимулирует хлебопекарей расширять ассортимент, улучшать качество продукции. Но производители хлеба не считают такую конкуренцию здоровой.
Что отмечают покупатели
В супермаркетах Херсона ущемления в плане ассортимента хлеба Херсонского хлебокомбината не замечено. На полках присутствуют хлебобулочные изделия как из соседних регионов, так и нашего производителя. К тому же некоторые супермаркеты также продают выпечку и собственного производства.
И ничего – всем места на рынке хлеба хватает! Есть в супермаркетах виды хлеба со схожими названиями. Например, хлеб “Губернский” Херсонского хлебокомбината и “Губернаторский” из Николаева. Возможно, это хитрый ход: чья возьмет, так как цена у продукта разнится в копейках. Но упаковка совершенно разная, да и вес николаевского хлеба 700 граммов (на 150 граммов больше, чем у херсонского).
Удивляет другое: к примеру, никопольский хлеб (Днепропетровская область), привезенный в Херсон за 200 с лишним километров (а это дополнительные затраты на транспортировку), – порой даже ниже по стоимости, чем херсонский.
Здесь минимум два варианта ответа: это демпинговая политика (завоевание лидирующей позиции на рынке путём установки более низкого ценника, чем у конкурентов) или никопольский хлеб – ниже по качеству. Вряд ли, конечно, никопольские хлебопёки работают себе в убыток, а вот выходить на “ноль” при производстве продукции, поставляемой в другие области, вполне могут – ради расширения рынка сбыта. Но что мешает то же самое делать херсонским производителям?
В частности, Одесса, которая тоже находится от Херсона за пару сотен километров, завозит в наши супермаркеты элитные и тостовые виды хлеба, заманивая покупателей нестандартными наименованиями. Например, хлеб “Амстердамский”, “Берлинский”.
Ох уж эти конкуренты!
Также херсонские производители хлеба сетовали на мелкие пекарни. Директор Бериславского хлебозавода акцентировал, что в районе появилась некая фирма, выпекающая хлеб в дровяной печи. Но, мол, на этикетке её продукта нет адреса и контактов, куда если что обращаться с жалобами. А в тендере на поставку хлеба в учреждения образования Каховского района участвовало предприятие из Одессы. У него в штате, по документам, – директор, технолог, грузчики, но нет пекарей. Кроме того, по его словам, в отдельных супермаркетах, где пекут свой хлеб, происходит обвес покупателей – заявленный вес не соответствует действительности. А это уже недобросовестная конкуренция.
Помнится время, когда олешковский нардеп Алексей Журавко организовал в Олешках выпечку горячего хлеба и его поставку в близлежащие населенные пункты. Продукция так понравилась покупателям, что это насторожило других производителей. Голопристанские хлебопёки собирались чуть ли не “кордоны” организовывать, чтобы не пускать конкурента.
Впрочем, эксперты на рынке хлеба несколько по-другому анализируют конкуренцию крупных хлебокомбинатов и мелких пекарен. В советские времена на рынке хлеба были лишь хлебозаводы. Отрасль дотировалась. Задача хлебопекарей была накормить население, потому хлеб всегда был дешёвым. Но ассортимент изделий был очень ограниченным, производили несколько наименований – батон, кирпичик и булочки.
А, к примеру, в странах Европы развивались частные пекарни. Когда рынок расширился и укрепился, появились промышленные хлебозаводы, но хлеб там – всё равно дорогой по соотношению к доходам граждан. Так как у хлебозаводов – высокая рентабельность. Буханка тостового в Голландии и Германии стоит порядка 2,5 евро.
А кому сейчас легко…
Как отмечают эксперты, конкурировать хлебокомбинатам и пекарням и сложно, и легко. Преимущество первых – заводская продукция дольше сохраняет свежесть, её можно запаковать и подержать в хлебнице, а выпечку из пекарни нужно съесть сразу, иначе её вкусовые качества куда-то улетучиваются.
Пекарня не даст длительного выбраживания и соответствующего набора вкусовых элементов, там используются более простые технологии, утверждают хлебопекари. Мелкий производитель привлекает лишь тёплой и хрустящей корочкой. Однако, как признают некоторые крупные производители хлеба, пекарни развивают рынок, благодаря им хлебокомбинаты в борьбе за покупателя расширяют ассортимент продукции и улучшают её качество.
Нелегалов 60%?
Между тем профильные ассоциации и участники рынка хлеба утверждают, что есть другая проблема – присутствует большой теневой сегмент. По подсчетам одного из крупных производителей хлебобулочных и кондитерских изделий “Концерна Хлебпром” (объединяет 8 производственных подразделений), теневой сегмент рынка хлеба и хлебобулочных изделий составляет порядка 60%.
По словам генерального директора предприятия Владислава Аверченко, официальные данные относительно реальных объемов рынка отсутствуют, а декларируемые госорганами объемы потребления не соответствуют биологическим потребностям человека.
“Если посчитать экспертным методом ёмкость рынка, то она будет в пределах 3,5-3,7 миллиона тонн хлебобулочной продукции в год. Это значит, что более 60% рынка находится в неконтролируемом государством сегменте”, – заявляет он.
И в таком случае изготовление, хранение и продажа продукции не всегда проходят с соблюдением рецептуры, технологий и санитарных норм, утверждают эксперты. Эти производители, как правило, могут уходить от налогов, не трудоустраивать сотрудников. Поэтому вольны позволить себе продавать свою продукцию дешевле официально произведенной, поскольку у их продукции – ниже себестоимость. (Новый формат/ Пищепром Украины)