Украинцы пересмотрели свои ягодные предпочтения, что уже заставило производителей изменить структуру производства. В частности, клубники стали выращивать меньше, в малины, наоборот, больше.
По данным “УкрАгроКонсалт”, сельхозпредприятия за последние 4 года сократили долю клубники в общем производстве ягод с 72,3% до 53,3%. Доля малины за этот период выросла с 6,2% до 18,7%. А вот со смородиной все по-старому – 15,5% в общем производстве.
“Тенденции связаны с увеличением сезона продажи малины. Украинцы хотят покупать качественный продукт хорошего товарного вида”, – говорит руководитель проекта “УкрАгроКонсалт” Ольга Мозговая.
Но главная проблема для производителей фруктов и ягод – низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке и конкуренция с товаром, выращенном на приусадебных участках, себестоимость которого никто не считает.
Производство ягод в Украине составляет 125-130 тыс. т в год. За последние пять лет объемы увеличились на 5-9%, а доля сельхозпредприятий достигла 10% (остальные 90% – хозяйствам населения).
Емкость внутреннего рынка ягод специалисты “УкрАгроКонсалт” оценивают примерно в 120 тыс. тонн. При этом потенциально он может вырасти в четыре раза. Ведь сейчас среднестатистический украинец, по словам Ольги Мозговой, съедает всего 3,2-3,7 кг ягод в год, что намного меньше, чем в Европе (12-16 кг/чел в год).
Но есть больше украинцы не могут – нечем платить. Поэтому, как отмечает замдиректора Института садоводства НААН Украины Александр Ярещенко, производство самой ходовой в Украине ягоды – клубники – достигло своего пика (почти 62 тыс. т).
“Внутренне производство клубники замедлилось. Нет привлекательной цены, и производители вынуждены искать новые рынки сбыта”, – заметил Александр Ярещенко.
Кроме того, ремонтантные сорта клубники (способные неоднократно цвести и плодоносить в течение одного вегетационного периода) не так популярны, а потому ее площади не растут. А потребительский спрос смещается в сторону малины, которая дольше представлена на рынке в свежем виде.
“Свежая ягода в Украине реализуется еще и потому, что не хватает мощностей по ее хранению. Поэтому селекционеры увеличили сезон продаж, задействовав новые сорта, которые позволяют собирать несколько урожаев за сезон”, – пояснила Ольга Мозговая.
Основные продажи идут через рынки. Примерно четверть ягод продается через организованные рынки, еще 24% – через оптовые, 20% – через стихийные. Прямо с поля “уходит” около 10% товара и 14% отдается на переработку. На сетевую розницу приходится не более 7% реализации.
Продажи свежей ягоды через розничные сети незначительны, так как не везде есть условия для хранения. Через сети продают в основном клубнику (79%).
Не имея средств на строительство перерабатывающих комплексов или современных складов, производители ищут выход в развитии нишевых высокодоходных культур. “К примеру, голубика продемонстрировала феноменальный рост”, – отметил Александр Ярещенко.
Голубика по-прежнему популярна и постепенно ее плантации перемещаются из северных и центральных районов страны в сторону южных областей.
“Но эта ягода сложная в выращивании, а потому высоки риски потерять инвестиции при нарушении технологий. Проблему усугубляет дефицит профильных специалистов-агрономов и тот факт, что в данный бизнес пришли инвесторы из отраслей, не связанных с аграрным производством. Поэтому есть некоторое угасание интереса”, – пояснила UBR.ua Ольга Мозговая.
Эксперты полагают, что выращивание уникальных продуктов, ориентация на детей (как в продажах молочных или кондитерских изделий) может увеличить продажи. Например, за счет “сюрпризов” в упаковках, тех же игрушек.
В Украине все активнее проявляются и современные мировые тренды. Во-первых, это правильное питание. Потребитель хочет получать простые свежие и экологические чистые продукты (как в натуральном виде, так и в качестве добавки). Эта тенденция отмечается во всей пищевой промышленности (молочка, кондитерка и пр.).
Во-вторых, в моде так называемый “супер перекус”. Потребители ожидают особой питательной ценности от закусок. Это могут быть ягодные фреши, ассорти, добавка ягод в готовые продукты.
Популярна и комбинации вкусов, например, плодово-ягодно-овощной соус. Правда, производство вкусовых добавок характерно больше для сектора HoReCa.
Та же голубика может служить примером так называемого “супер фрукта”, который ищут потребители. Такой товар богат антиоксидантами, замедляет старение, а также имеет целебные свойства, да и просто вкусный. Второй по популярности можно назвать ягоду годжа.
Наши аграрии рассчитывают и на экспорт ягод. Но с этим пока не все гладко. “Украинские фермеры привыкли, что главное – вырастить продукт. А кому его продать думают уже после. За границей все наоборот: продукцию выращивают под конкретного заказчика”, – рассказал глава ассоциации “Укрсадпром” Дмитрий Крошка.
По его словам, в Украине выращивали сорта фруктов, рассчитанные на вкусы жителей стран СНГ, а в Европе или Азии популярны совсем другие продукты.
Поэтому аграриям нужно определить перспективные культуры, в том числе нишевые, которые на малых объемах могут давать существенный доход. В первую очередь за счет экспорта в страны ЕС, где существует, например, дефицит органических фруктов и ягод. Плюс – есть потребители, способные дорого платить за качественный товар.
Однако, по словам первого вице-президента ТПП Украины Михаила Непрана, наши сельхозпроизводители не хотят заморачиваться с производством продукции экспортного качества.
“В прошлом году мы попытались организовать такой проект по экспорту ягод в страны Западной Европы, но он не пошел. В том числе потому, что фермерам надо работать на более высоком уровне”, – сказал Непран.
По его словам, современные условия международной торговли требуют создания агротехнологического конвейера, на котором работают многие мелкие и средние предприятия.
“Надо объединяться в кооперативы для формирования товарных партий. Работать над качеством продукции, ее современной упаковкой. Это не просто пойти и продать, как на базаре. Тут нужно психологию фермера менять”, – считает вице-президент ТПП Украины.
Кроме того, как отмечает Дмитрий Крошка, Украина могла бы продавать и свои гибриды растений, что еще более выгодно, чем продажа готовой продукции. Но для этого нужно преодолеть немало регуляционных барьеров по регистрации и сертификации новых сортов в странах-соседях.
“Раньше мы были уверены, что все продастся в Украине, а теперь понимаем, что надо искать новые рынки сбыта. Никто не приедет на поле за товаром, либо купят очень ограниченные объемы”, – говорит директор ООО “Брусвяна” Лилиана Дмитриева.
Государство, по крайней мере на словах, готово этому содействовать. Замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Ольга Трофимцева пообещала, что все обращения аграриев с информацией о наличии спроса в той или иной стране на нашу продукцию будут взяты в работу. Государство также начнет процедуры взаимного признания сертификатов соответствия.
“В этом году на непосредственную поддержку садово-ягодного хозяйства в бюджете запланировано 75 млн грн, в том числе, на компенсацию закладки новых садов. Кроме того, есть возмещение ставок по кредитам”, – заверила Трофимцева. (УБР/ Пищепром Украины)