Об этом рассказал владелец франшизы в южной столице Айдын Мамедов. “Шоколадница” – крупнейшая сеть кофеен в России и странах СНГ. История сети началась в 1964 г. с легендарной “Шоколадницы” в Москве около метро Октябрьская. Сегодня сеть объединяет более 200 кофеен в Москве и регионах России. В 2006 “Шоколадница” вышла на международный рынок, открыв первую кофейню в Киеве. Сейчас в столице Украины работают уже 11 кофеен. С 2008 г. сеть активно развивает программу франчайзинга. В настоящее время на правах франшизы работают 22 кофейни в 15 городах России, Украины и Армении и Казахстана. Франшиза сети кофеен стоит $70 тыс., роялти составляет 7%.
Первая “Шоколадница” открылась в Алматы в 2011 г. За 5 лет было открыто 5 кофеен, 4 из которых в Алматы и одна – в Астане. В южной столице, как рассказал владелец алматинской сети “Шоколадница” Айдын Мамедов, кофейни располагались на улице Толе би и пересечении Кунаева, в ТРЦ MEGA Alma-Ata, ТРК ADK и ТРЦ Esentai Mall. Однако в этом году они закрылись. Необходимо отметить, что в Астане владельцем “Шоколадницы” является другой человек, и кофейня продолжает работать.
– Мы вынуждены были закрыться из-за кризиса. Арендодатели ТРЦ сделали привязку аренды к доллару. Соответственно, оплата за аренду после девальвации тенге выросла в разы. При этом покупательская способность упала, – объяснил причины закрытия Айдын Мамедов. Отвечая на вопрос о том, как сам франчайзи отреагировал на эту новость, он отметил, что “им все равно, лишь бы платили роялти”. Более того, Айдын Мамедов рассказал, что “Шоколадница” больше не будет развиваться в Средней Азии.
– Эта информация была предоставлена на выставке по франчайзингу в Москве. Но это не означает, что будут закрыты все заведения сети в этом регионе, просто не будут запускаться новые, – сообщил он. Обозреватель Forbes.kz обратилась к генеральному директору RestoLab и Probarista.kz Андрею Мокичу с просьбой рассказать о ситуации на рынке кофеен в РК.
– “Шоколадница” – франшиза, у нее есть минус – обязательство выплат вне зависимости от процветания бизнеса. И этот фактор мог послужить одним из решающих для закрытия. Кроме того, в “Шоколаднице” было достаточно широкое меню, что также сложно в текущих условиях рынка: легче выжить монопродуктовым концепциям, когда гости четко знают, зачем они идут. Ну, и, наконец, все чаще открываются “кофейни второй волны”, с акцентом не просто на кофе, а на качественный кофе и кофейную культуру. Те, которые привозят моносорта, используют альтернативные способы заваривания, создают авторские кофейные напитки, в целом следят за трендами, – говорит он.
Андрей Мокич также заметил, что, возможно, следует ожидать закрытия других франшиз, у которых нет узкой специализации, но не кофеен в целом. – Сама концепция кофейни интересна и выгодна. Будут открываться новые, кто-то конечно, закроется, по разным причинам. Сильные игроки, которые узко сосредоточены на своей концепции, останутся. Закроются те, кто не следит за трендами и гостевыми запросами. Обратите внимание: в городе есть кофейни, которые пережили не один кризис и работают, и будут работать. Они заняли свою нишу и работают в ней, меню у них небольшое, а качество всегда стабильное, – отметил он. (forbes.kz/ Пищепром Украины)