Плодоовощной сектор Азербайджана в последние годы стремительно развивается. Так, в настоящее время стране уже удалось возглавить список крупнейших производителей хурмы в Европе, а также занять лидирующие позиции среди производителей гранатов в Восточной Европе. Однако на сегодняшний день еще остаются ряд проблем, которые негативно сказываются на развитии рынка овощей и фруктов Азербайджана. Об этом 13 апреля в ходе Каспийско-Черноморского аграрного конгресса в Баку заявила руководитель проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты” Татьяна Гетьман.
Она отметила, в частности, что Азербайджан имеет ряд преимуществ для успешного развития плодоовощного сектора, включая весьма выгодное географическое положение и благоприятный климат. “Климатические условия Азербайджана позволяют местным фермерам собирать несколько урожаев в год и значительно продлить сезон продаж овощей и фруктов. Также большим преимуществом является отсутствие необходимости больших производственных затрат, что связано, опять же, с климатом, а также с относительно дешевой рабочей силой в стране”, – пояснила эксперт.
Также Т.Гетьман сообщила, что, по данным аналитиков проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты”, сегодня на долю плодоовощной продукции приходится порядка 20% от общего урожая сельхозпродукции в Азербайджане и примерно 34% ее экспорта (в основном за счет фруктов и орехов). При этом эксперт отметила, что в последнее время участники рынка Азербайджана активно инвестируют в логистику и транспортировку плодоовощной продукции. Однако, несмотря на это, уровень развития инфраструктуры и технологий производства в этой стране на сегодняшний день остается достаточно низким.
“Уровень технологии производства Азербайджана на данный момент все же заметно ниже, чем в странах Восточной Европы. Как результат – урожайность овощей и фруктов в Азербайджане на 30-50% ниже, чем у потенциальных импортеров азербайджанской плодоовощной продукции”, – уточнила специалист. Еще одним проблемой Т.Гетьман считает весьма ограниченную географию экспорта плодоовощной продукции из Азербайджана.
“Основным внешним рынком сбыта овощей и фруктов из Азербайджана является Россия, куда отгружается порядка 90% общего объема экспорта. Однако сезон поставок ограничивается всего 1-2 месяцами. При этом наибольшей проблемой является тот факт, что Россия в последнее время зарекомендовала себя как весьма ненадежный торговый партер”, – отметила она.
Оптимальным решением данной ситуации, по мнению Т. Гетьман, является диверсификация каналов продаж, а также поиск альтернативных внешних рынков сбыта. Для этого необходимо провести подробный анализ потребительских предпочтений в странах с максимальным экспортным потенциалом, а также сделать упор на увеличение инвестиций в предпродажную доработку и транспортировку. При этом эксперт подчеркнула, что для успешного развития экспортного направления плодоовощного рынка Азербайджана важным условием является объединение усилий всех участников рынка: от производителей до переработчиков и поставщиков. (АПК-Информ/ Пищепром Украины и мира)