Пришла весна – предложение молока начало заметно увеличиваться. Но, увы, уже не все молоко находит надлежащий спрос. Ведь внутреннее потребление молокопродуктов не выросло, экспортные цены на них склонны к дальнейшему снижению. Надежда производителей, что ситуацию исправит очередной виток девальвации гривны, не оправдалась. Был в конце февраля определенный рост курса доллара, но сейчас он откатился обратно.
В общем, переработчики будут вынуждены отказываться от дорогого молока. И если с категорией сельхозпредприятий они в этом процессе будут осторожными, то к сырью от населения отношение будет более пренебрежительным. За такое молоко будут платить лишь столько, чтобы было выгодно его сушить. И такое положение дел в перспективе, несомненно, скажется на ускорении процесса вырезания скота. Хотя, с другой стороны, на пастбищный сезон селяне особо избавляться от коров не станут, а ближе к его завершению может быть и рынок оправится, и переработчики смогут увеличить закупочные цены на молоко.
По крайней мере, западные аналитики, в лице руководства новозеландской Фонтерры, предполагают, что в течении ближайших шести месяцев конъюнктура мировых рынков должна улучшится. Сбудется ли такой прогноз, утверждать рано, но на особое дальнейшее падение мировых цен на молокопродукты рассчитывать уже не стоит, как говорится, дальше некуда.
Многие молочные компании выход из сложной ситуации видят лишь в улучшении конъюнктуры внешних рынков. Пытаются осваивать перспективный китайский рынок, ездят на разные выставки, мероприятия в Азии и Африке. К примеру, сейчас украинская делегация молочников (под эгидой ФАО) пребывает в Тайване, рынок которого очень перспективный в плане поставок молочной продукции. Основными аргументами называется очень высокая закупочная цена на местное сырое молоко ($0,8-1,0 за килограмм). А импортные пошлины на молокопродукты относительно невысокие.
Вроде перспективы экспорта большие в тот же Китай, Тайвань или другие страны, но “свято место пусто не бывает”. На этих рынках давно работают другие страны-экспортеры, и вклиниться туда украинским поставщикам будет очень непросто. Да что там говорить о новых возможностях экспорта, тут Украина теряет свои традиционные рынки сбыта. Даже Молдова намерена обложить украинские молокопродукты пошлиной. Хотя вряд ли чиновники страны осмелятся сделать такой шаг, но факт налицо.
Спрос на сырьё прогнозировано обвалился, как только начался Пост. Цены на молочные жиров, очень востребованные в начале марта, тают на глазах (вместе с ними и на спотовое молоко, сливки, масло “монолит”), а ведь впереди ещё весь апрель и майские праздники. Из подешевевшего профицитного сырья, казалось, можно бы сделать запасы сухого молока и масла, вот только сегодняшний уровень цен не удовлетворяет операторов – для экспорта производство всё равно не выгодно, а хранить запасы биржевых товаров всю весну и лето на сегодняшний день могут позволить себе только несколько больших компаний. Поэтому с первых чисел апреля переработчики будут пробовать дальше снижать стоимость сырья, в ближайшее время молоко может “потерять” ещё 20-30 коп. своей сегодняшней цены. (All Retail/ Пищепром Украины и мира)