Начался новый год, закончились праздники, молочники вернулись к суровым будням. К сожалению, мало кто рассчитывает на улучшение ситуации в отрасли в этом году. Особенно сложно будет работать в первой его половине, отмечает в своей статье директор ИНФАГРО Василий Винтоняк.
Производство молока падает, потребительский спрос не возобновился, Россия окончательно оградилась от украинского экспорта, мировые рынки остаются на спаде. Общий экономический кризис, усиление налогового давления способствуют стабильному сокращению поголовья скота в стране. Это значит, что предложение молока будет дальше падать. Может так случиться, что если вдруг благосостояние украинцев улучшится, вырастет потребление молокопродуктов, то через пару лет нынешние проблемы с внешними продажами уже не будут проблемами. Нечего будет экспортировать. Ведь быстро возобновить поголовье скота не получится, даже если в аграриев появятся деньги.
А пока проблема неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков и особенно российское продуктовое эмбарго весьма отрицательно влияют на ситуацию в молочной отрасли Украины. Итак, с 1 января Кремль ввел таможенные пошлины на импорт украинских товаров и запретил ввоз многих видов продовольствия, в том числе и молокопродуктов. Пошлины введены, может быть, навсегда, а продуктовое эмбарго теоретически может быть снято с августа. Именно до этого периода Россия продлила запреты на импорт отдельных видов продовольствия для стран, которые ввели санкции против РФ. Хорошо хоть союзники РФ по Таможенному Союзу Беларусь и Казахстан отказались вводить аналогичные торговые ограничения в отношении Украины.
Кремлю это не понравилось, и Россия с начала года ввела почти запрет транзита украинских товаров через свою территорию в Казахстан. 1 января был издан указ Путина, согласно которого такой транзит возможен лишь через Беларусь. Во исполнение указа определены два пропускных пункта на белорусско-российской границе и три – на российско-казахской. Кроме этого федеральная служба по надзору в сфере транспорта должна обеспечить применение на автомобильном транспорте, осуществляющем перевозки грузов, средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
В общем, в начале года транзит через Россию в Казахстан был почти полностью прекращен. Лишь на прошлой неделе отдельные компании начали пробовать отгружать товар по предложенной Россией схеме и еще не известно, заработает ли она. Даже если кому-то и удастся работать так, однозначно заметно вырастут транспортные издержки.
Украинское правительство, реагируя на запреты транзита через Россию, активно предлагает возить товары в Казахстан по так называемому “шелковому пути” – через Черное море, Грузию, Азербайджан. Но такая идея экспортёров-молочников пока не устраивает. Логистика товара таким путем в два раза дороже, чем через Россию и занимает месяц. Хотя не исключено, что если будут проблемы с экспортом через Беларусь, в перспективе отдельные компании будут возить по “Шелковому пути” в Казахстан сухое молоко, сыворотку и масло, а вот сыр вряд ли – кроме дороговизны логистики здесь еще есть фактор срока годности.
В ответ на торговые ограничения России украинское правительство в отношении импорта российских товаров предприняло “зеркальные” (как сказал Яценюк) меры. Тоже введены импортные пошлины и определен список запрещенных к ввозу товаров. Только вот пошлины в Украине пониже, чем в России и список запретных товаров оказался покороче. К примеру, в России пошлина на сыр 18%, а в Украине только 10%. Россия запретила импорт всех молокопродуктов, а Украина только кисломолочных продуктов и плавленого сыра. В принципе подобные ограничения КМУ никакой погоды для украинского молочного рынка не сделали. Молочные продукты и так с России почти не завозились в последнее время.
Запрещенным остается экспорт молокопродуктов с материка в Крым, хотя украинские экспортеры уже с этим свыклись за время блокады пропускных пунктов в последнем квартале прошлого года. А вот крымчане вряд ли в восторге от этого. На днях там закрылся чуть ли не последний работающий молочный завод “Крыммолоко”. Придется кушать исключительно российские очень дорогие и не всегда качественные молокопродукты.
Беларусь не пошла на поводу у Кремля, а Украина отказалась от идеи введения с 20 января спецпошлины (39,2%) на ряд белорусских товаров (в том числе молочных). Теперь может даже импорт украинских сырных продуктов Беларусь полностью не запретит. А то поговаривают, что в этом году их туда уже не пускали.
Украинские чиновники продолжают утверждать, что потеря российского рынка сбыта для молочной отрасли особого урона не принесет. Что уже открыт европейский рынок, что молдаване разрешили возить украинским предприятиям молокопродукты (и ранее никто не запрещал), что есть возможность поставлять молокопродукты в Китай и скоро будут подписаны договора о зоне свободной торговли с Турцией, Израилем, Вьетнамом.
Не известно принесет ли особой успех расширение зоны свободной торговли, а вот что делать с полученными разрешениями на экспорт молокопродуктов в ЕС десять “счастливчиков” пока не знают. Даже если и возникнет желание поставлять туда продукцию, то предоставленная квота на беспошлинную торговлю мала и для одной серьёзной компании. А вне квоты в Европе действует почти запрещающая импорт пошлина. Ранее полагали, что если на сыр квоты нет, значит его можно поставлять в любом количестве. Сейчас говорят, что теоретически можно экспортировать сколько угодно, только импортеру придется заплатить огромную пошлину (информация не проверена). Ну а украинский сыр, впрочем, как и большинство других молокопродуктов, сейчас не конкурентен на европейском рынке по цене.
Может слишком много пессимизма в изложенном материале, может мы ошибаемся, и скоро для украинских экспортеров молокопродуктов откроются радужные перспективы. Ведь в Минэкономики заявили, что в Украине будет создан офис по продвижению украинских товаров на мировой рынок, значит, все будет хорошо. (Инфагро/ Пищепром Украины и мира)