Несмотря на экономический спад, агропромышленный и пищевой комплекс Сибири сохраняет инвестиционную привлекательность как для развития действующих, так и создания новых производств. Изменения, произошедшие менее чем за год в российском агропродовольственном секторе, связанные с ограничительными санкциями на ввоз ряда видов импортного продовольствия, подчеркнули важность агропромышленного и пищевого комплексов для экономической стабильности регионов страны. Более того, предопределился вектор наращивания и загрузки собственных агропромышленных возможностей для занятия освободившихся ниш и частичной смены потребительских предпочтений на свое, местное продовольствие.
Для сибирских предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей пищевой промышленности такие закономерности не остались пустым звуком. Многие как крупные, так и средние и мелкие производители не только оценивают перспективы расширения производства, но и принимают положительные решения об инвестициях.
Попробуем описать, с каких позиций в Сибири стартовал новый виток развития отрасли.
Суммарная продукция АПК в стране в 2013 г. составила 3,687 трлн. руб., из них на Сибирь приходится 502,6 млрд. руб., то есть 13,6%. В общем объеме производства лидируют Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. Сибирь вполне закономерно в 1,5-2 раза уступает по объему производства более благоприятным по природно-климатическим условиям территориям. Самым значимым агропромышленным регионом в Сибири традиционно является Алтайский край, стабильно занимающий восьмое место среди российских регионов по стоимости продукции агрокомплекса (почти 120 млрд. руб. в год). Но по стоимостному объему производства пищевой продукции Сибирь занимает менее комфортные позиции – в 2013 г. это было почти 400 млрд. руб., со средним годовым приростом в 4-5%. Существенно более сильные позиции занимают Центральный федеральный округ – более чем в 4 раза превышающий производство сибирского пищевого комплекса, Приволжский и Северо-Западный – в 1,5 раза, но сопоставимый с Сибирью объем имеет Южный округ.
Очевидно, что инвестиционная привлекательность размещения и развития перерабатывающих пищевых производств Сибири ниже, чем в Центральной, Северной и Южной части России и Поволжье из-за меньшей численности и плотности населения, низких доходов, менее развитого рынка потребления продуктов питания. Более того, на полках сибирских магазинов не менее половины товаров – продукты, привезенные из других российских макрорегионов, в том числе самых отдаленных, таких, как Калининградская (например, мясные консервы) или Ростовская (подсолнечное масло) области. Это означает, что даже повышенные транспортные расходы на доставку продовольствия в города Сибири позволяют производителям и участникам дилерских цепочек работать рентабельно. Прежде всего, за счет более высоких цен для конечных потребителей.
Вместе с тем Сибирь по ряду продуктов АПК является вполне самостоятельной. В 2013 г. здесь произведено 233 тыс. т мяса убойных животных (13,6% от всего российского производства), 299 тыс. т мяса птицы (8,3%), 311 тыс. т колбасных изделий (12,4%), 141 тыс. т растительных масел (3,6%), 1493 тыс. т цельномолочной продукции (13%), 2428 тыс. т муки и овощных культур (24,6%), 373 тыс. т крупы (27,5%), 15,8 млн. декалитров водочной продукции (26,9%) и 155 млн. декалитров пива (17,4%).
Такие результаты, возьмем для примера мясное производство, наблюдались на фоне снижения прибыльности из-за высоких цен на корма и относительно невысоких цен, из-за избыточного предложения, на основные виды мяса. Рентабельность мясного производства в среднем снизилась с 20-25% до значений нулевой рентабельности и даже отрицательной. Вместе с тем производство свинины значительно возросло, но эта динамика носила инерционный характер, поскольку вводились мощности, строительство которых было начато ранее, кроме того, в 2013 г. рекордно снизился экспорт мяса, что освободило место на потребительском рынке. В птицеводческом секторе заметно возросла себестоимость вследствие резкого – более чем двукратного – удорожания кормов, а со стороны мясопереработчиков произошло смещение интереса с птицы к подешевевшей свинине.
Соответственно, на рынке мяса и мясопродуктов ожидаются следующие тенденции. Ежегодный рост рынка свинины составит 2-3%, увеличится доля российского охлажденного мяса, а прироста производства птицы практически не будет. Продолжится волна замещения в структуре потребления импортного мяса на российское, и сохранится тенденция к снижению доли неорганизованного производства мяса. В условиях, когда урожай зерновых несколько лет подряд показывает высокие результаты (90-100 млн. т зерновых в год), предприятия зерноперерабатывающей промышленности наращивают динамику развития. Растет экспорт зерна, продолжается закладка зерна в интервенционный фонд. Переработчики улучшают качество продукции и чувствуют себя относительно спокойно. В частности, в Алтайском крае, ориентируясь на перспективы роста внутренних и внешних объемов зернового рынка, продолжают увеличивать клин посевов под пшеницу, что повысит урожай этих зерновых. В результате это приведет к снижению себестоимости и позволит вести сбалансированную ценовую политику. Алтайские мукомолы смогут активнее продавать продукцию как на восток страны, так и на запад, в том числе учитывая логистические затраты.
В 2013 г. в России продолжилось сокращение объемов производства пива. Тенденция обозначилась еще с 2008г., спад за этот период составил более 28%: с 1,14 млрд. дал в 2007 г. до 831 млн. дал в 2013 г. Это, в том числе, связано с ростом акцизов на пиво: в 2010 г. с 3 до 9 руб./л, затем – до 10 и 12 руб./л, в 2013 г. – до 15 руб./л, в 2014 г. – 18 руб./л.
Негативно на объемах производства пива отразилась и государственная политика в области регулирования алкогольного рынка (с 2012 г. оно официально признано алкоголем), что вызвало ограничения на его реализацию (запрет на рекламу, продажи в определенное время, продажи в киосках и прочее). При этом отмечается рост популярности независимых пивоварен – общемировой тренд, который подхвачен и российскими любителями пива. В рейтинге крупнейших компаний пищевой промышленности и агропромышленного комплекса Сибири представлено 60 предприятий этих сфер деятельности. В 2013г. компании показали прирост выручки почти в 5%, их совокупная выручка составила 200 млрд. руб., а чистая прибыль – 9,4 млрд. руб.
Крупнейшая компания сибирской пищевой промышленности – “Алкогольная сибирская группа”, ведущий в стране производитель ликеро-водочной продукции, выпускающий ее на омском заводе “Омсквинпром”. Оборот предприятия в 2013 г. составил 15,6 млрд. руб., чистая прибыль – 276,7 млн. руб. Компания производит 5 млн. декалитров алкоголя в год.
Сибирская аграрная группа – один из крупнейших российских производителей мясной продукции и самый крупный в Сибири. Компания начинала работу с двух предприятий – свиноводческого комплекса “Томский” и комбикормового завода в Асино Томской области. Сегодня эта холдинговая компания входит в десятку крупнейших производителей свинины в стране и имеет четыре свиноводческих комплекса (общее поголовье свиней – более 460 тыс.) и в перспективе – строительство еще одного комплекса в Тюменской области. В ее структуре также есть птицефабрика, три мясокомбината, фермы по разведению КРС, молокозавод, растениеводческие подразделения и, что немаловажно, – собственная розничная сеть продаж по всей Сибири. Динамика роста выручки Сибирской аграрной группы превышает 18% в год, а в целом выручка составляла в 2013 г. 9,87 млрд. руб. при размере прибыли в 287 млн. руб.
В 2013 г. еще один из лидеров сибирского агропромышленного и пищевого комплексов, иркутское предприятие “Белореченское”, получило прирост выручки в 11,7%, до 4,1 млрд. руб. (около трети агропромышленной выручки региона). Это одно из самых прибыльных предприятий в своем классе в Сибири – 834 млн. руб. при рентабельности в 20%. Объемы производства многопрофильного предприятия составляют: яиц – около 70% от производства яиц в Иркутской области (576 млн. штук куриных и 14 млн. штук перепелиных яиц в год), около 40 тыс. т молока, 120,3 тыс. т зерна, 4,3 тыс. т овощей, 14,9 тыс. т картофеля, более 80 наименований продукции мясной переработки.
Алтайская компания “Мельник” – крупная агропромышленная компания, с годовой выручкой около 5 млрд. руб., производящая муку, макароны, крупы, подсолнечное масло и корма для сельскохозяйственных животных. Годовая мощность элеваторно-складского хозяйства – 150 тыс. т зерна. Мукомольный комплекс компании позволяет производить до 610 т хлебопекарной муки в сутки, до 60 т муки ржаного помола и до 50 т в сутки муки макаронного помола. “Мельник” занимает 59% алтайского и 7% российского макаронного рынка (по мощности макаронная фабрика входит в пятерку крупнейших за Уралом). Кроме того, на национальном рынке “Мельник” представлен как производитель качественных круп, а также подсолнечного масла.
На фоне общего спада производства пива по итогам 2013 г. пивобезалкогольная отрасль Сибири, в частности, Алтайского края, Томской области и Республики Хакасия продемонстрировала высокие показатели. Барнаульскому пивоваренному заводу удалось даже незначительно прирасти (на 1%). Выручка завода возросла на 7%, до 1,63 млрд. руб. (повлиял средний рост цен на пиво (на 17,3%), сырье и материалы). За 2013 г. объем продаж пива составил – 8,8 млн. дал, питьевой воды – 1,4 млн. дал, кваса – 320,3 тыс. дал, газированных безалкогольных напитков – 216,5 тыс. дал.
В Хакасии крупный производитель пивобезалкогольных напитков “Аян” продемонстрировал в 2013 г. уверенный рост как производственных, так и финансовых показателей: выручка возросла на 7,9% (до 2,5 млрд. руб.), чистая прибыль достигла 233 млн. руб., прирост товарной продукции составил 7,3%. Негативное влияние на объемы продаж и, как следствие, снижение объемов производства напитков оказали сезонные и погодные факторы. Сегодня “Аян” продолжает расширение на нетрадиционных для себя рынках Алтайского края, Кемеровской, Томской и Новосибирской областей.
Несомненно, для сибирского агропромышленного и пищевого комплекса существуют риски и ограничения – ограниченный внутренний рынок потребления, природно-климатические условия, удаленность от крупных рынков сбыта и высокий уровень конкуренции на них, государственное регулирование отрасли задают сибирскому агрокомплексу пределы своего роста и развития. Тем не менее он достаточно перспективен для инвестиций. По крайней мере, в Сибири есть растущая емкость рынка и возможности для местных производителей “выдавливать” с него инорегиональное и импортное продовольствие и сельскохозяйственные товары. (Эксперт-Сибирь/Пищепром Украины и мира)