Недостаток конкуренции в секторе розничной торговли уже сейчас порождает ситуацию, при которой жители в своем большинстве не почувствуют понижение цен, которое из-за российского эмбарго были вынуждены предлагать латвийские производители, считает депутат 11-го Сейма Андрей Элксниньш. “Большую часть этого понижения продолжают “съедать” сети магазинов, которые за счет скидки могут получить большую прибыль, при этом оставив цену такой, как она была. Все потому, что из-за нехватки конкуренции фактически правила диктуются Maxima и Rimi”, – говорит Элксниньш.
Депутат подчеркивает, что на латвийском рынке отсутствуют такие европейские игроки, как Aldi, Lidl, Carrefour, Auchan, Metro, а Maxima и Rimi конкурируют один с другим, поэтому у латвийцев фактически нет альтернативы. Маленькие же магазины находятся на грани выживания и не могут развиваться из-за упомянутых гигантов, полагает Элксниньш.
Он подчеркивает, что даже, если потребитель закупается в других магазинах, он все равно попадает под контроль цен и ассортимента Rimi и Maxima, которые требуют у поставщиков, чтобы цены на рынке не были ниже, чем в этих двух магазинах. “Разумеется, эти правила неофициальны и не могут быть оформлены юридически, однако все поставщики о них знают. Как в Rimi, так и в Maxima есть внутренние правила о минимальной наценке для товаров разных групп. В среднем это 40-50%, однако нередко эти показатели достигают и 100-120%. Это приводит к тому, что потребитель в Латвии сталкивается с ситуацией, когда цены на полках латвийских магазинов значительно выше, чем в европейских государствах, где нормальная практика – наценка в 8-10%”, – подчеркивает депутат.
Элксниньш считает, что больше всех в этой ситуации страдают латвийские производители, особенно – средние компании, которые не могут конкурировать с импортом из Польши или других восточно-европейских государств. “Если на латвийский рынок не войдет крупный игрок, который сможет конкурировать с Rimi и Maxima, ситуация останется на нынешнем уровне. Таким игроком может стать как европейский розничный торговец, так и местная компания. К сожалению, большие компании из ЕС не заинтересованы в латвийском рынке, так как он маленький. В свою очередь местные компании полностью удовлетворяет сложившееся положение. Лучшим решением может стать мотивация законами и государственная поддержка вхождению на рынок совершенно нового игрока. К сожалению, такой путь не будет простым, так как правительство мотивировано оставить на рынке уже имеющихся двух крупных игроков”, – заключил Элксниньш. (rus.db.lv/Пищепром Украины и мира)