После аннексии Крыма винодельческая отрасль Украины потеряла 16000 га плодоносящей площади виноградников (29% от общего количества в стране) и перерабатывающие мощности, которые производили ежегодно более 7 млн. декалитров виноматериала (26,5% от общего производства).
По данным ассоциации “Виноградари и виноделы Украины”, объединяющей 82% компаний в отрасли, сегодня лицензией на производство винодельческой продукции обладают около 150 предприятий, из которых реально работают не более 50. Крымских компаний из них – 20.
В ассоциации “Виноградари и виноделы Украины” ожидают активизацию материковых виноделов, в частности – из Одесской области. Этот регион обладает крупнейшей сырьевой базой – более 30 га виноградников – и традиционно специализируется на переработке винограда и изготовлении виноматериала.
Но мощность региональных производств для розлива готовой продукции здесь недостаточна, чтобы компенсировать крымские активы – на полуострове разливали 55-60% всего украинского вина. Традиционно одесские компании работали в партнерстве с крымскими предприятиями, и аннексия грозила разрывом этих связей. “Часть виноградарских предприятий будет аккумулировать ресурсы и искать возможность установить линии разлива в новых помещениях, но предварительно надо еще возвести их, купить купить окна ПВХ, установить оборудование; другие будут искать пути сбыта виноматериала, в том числе и на территорию Крыма, но уже в статусе экспортеров”, – рассказал директор ассоциации Сергей Михайлечко. Украина не устанавливает никаких ввозных пошлин на продукцию с полуострова, поскольку считает его своей территорией.
По словам президента ОАО “Одессавинпром” и владельца брэнда “Вина Гулиевых” Роберта Гулиева, крымские компании пытаются сохранить сотрудничество с материковыми. “От коллег с полуострова поступают предложения по поводу совместной деятельности и разлива вин известных брэндов. Уже сейчас мы планируем выполнять заказы для четырех крупных производителей из Крыма”, – говорит Роберт Гулиев.
Назвать эти компании Гулиев отказался, ссылаясь на коммерческую тайну. С большой вероятностью можно предположить, что, в частности, речь идет о ГК «Инкерман-Интернешнл». Эта компания использует виноматериалы Одесского завода, а генеральный директор группы Роман Радько недавно заявил, что не исключает возможность начать розлив на материковой части Украины.
Сокращение присутствия на рынке продукции крымских производителей дает шанс нарастить продажи западноукраинским виноделам. Олег Ивашкович, директор СП “Айсберг” (ТМ “Чизай”), уточняет, что хоть компания и планирует наращивать поставки на национальном рынок, “крымский фактор” тут не основной. “Цель – популяризация национального продукта”, – подчеркивает он. Закарпатские виноделы стабильно экспортируют 15-20% продукции в Европу, в основном в Венгрию, и менее заинтересованы в покорении национального рынка.
Сергей Михайлечко уверен – можно ожидать и расширения доли на рынке импортной продукции, которая и так за последние пять лет существенно потеснила национальных виноделов. “Ситуация еще не критическая, но более лояльное отношение украинских покупателей к импортной продукции, которая считается априори более качественной, и отсутствие льгот для собственного производителя, создают неравные конкурентные условия”, – отмечает он.
По мнению Гулиева, на отрасль куда большее влияние окажет не изменение статуса крымским виноделов, а макрофакторы. “Сегодня проблема не в конкуренции и не в распределении долей между давними участниками рынка. Опасность представляют дисбалансы валютного курса, недоступность кредитов и высокая цена на импортные расходные материалы, без которых не может обходиться отрасль. Все выросло на 40%”, – констатирует Роберт Гулиев. По его мнению, главная угроза украинского виноделия – это потеря отечественной продукцией конкурентной способности. Выживут все, кому удастся минимизировать эти риски.
Виноделы – и крымские, и материковые – стоят на пороге глобальных изменений условий работы. 25 июня 2014 г. в действие вступило решение Совета Европейского Союза о запрете импорта товаров из Крыма. Участники рынка характеризуют влияние санкция в формате “неприятно, но не смертельно”. “Для крымских виноделов это плохой сигнал, но в краткосрочной перспективе это никак не отразится на отрасли. Доля экспорта в Европу крайне незначительна, ведь основные рынки сбыта крымских виноделов – это Крым, Россия и Украина”, – говорит владелец Инкерманского завода марочных вин Валерий Шамотий. По данным Государственной службы статистики, экспорт крымского вина в Европу в 2013 г. составил 0,68% всех экспортных поставок этой продукции.
Куда большее влияние окажет регулирование российского рынка и классификация крымской продукции. Сейчас крымские вина, например, крепленые, попадают в категорию “винный напиток”, что предполагает уплату акциза, в 50 раз превышающий украинский. Есть и позитив: Россия планирует приравнять вино к сельскохозяйственной продукции, а это даст возможность получать государственные дотации и разрешение на рекламу вина. К тому же российский рынок существенно превышает украинский. В 2013 г. его объем составил 950 млн. л против 150 млн. л украинского. “Крымские виноделы готовы проходить болезненный процесс адаптации к российскому законодательству: перерегистрация предприятий, приведение производства в соответствие с требованиями алкогольного производства России и т. д.”, – считает Сергей Михайлечко.
Работа виноделов на материке будет определяться, в том числе условиями подписанной в конце июня экономической части соглашения об Ассоциации с ЕС. “Подписание Соглашения об ассоциации полностью открывает украинский рынок для европейских производителей, при этом наши виноделы: теряют возможность использовать ряд географических наименований, соответственно, и целые разработанные и известные покупателям сегменты продукции; теряют внутреннего потребителя из-за отсутствия весомых конкурентных преимуществ перед импортной продукцией; оказываются не способными провести соответствующий выход на рынки Европы из-за отсутствие реальной финансовой поддержки”, – перечисляет риск-факторы Сергей Михайлечко. По его прогнозам, соглашение с ЕС станет причиной прекращения деятельности виноделов средней мощности и фактически сузит область к работе не более 10 предприятий. По данным Министерства аграрной политики, избыток винопродукции в мире ежегодно превышает 2,35 млн. гл. Украина без ввозных пошлин – хорошая возможность пристроить часть этих объемов. (УАК по материалам Forbes/Пищепром Украины и мира)