В Украине дорожает растительное масло. Ценовой разброс очень широкий: у одних производителей расценки поднялись лишь на 5%, а у других – сразу на 20%, сообщили в оптовой компании “Оилагро”. Например, стоимость литровой бутылки нерафинированного масла ТМ “Королевский смак” начинается в киевских магазинах с 16,4 грн., а ТМ КАМА “Олейна” – с 20 грн.
Эксперты отмечают, что это уже второе подорожание в этом году. Впервые ценники пересматривались весной – после девальвации гривни. “Происходят постоянные колебания – плюс-минус 2-3 грн. на литре. Причем разные производители меняют цены в разное время”, – рассказал частный предприниматель Владимир Зенченко, который занимается мелкооптовыми продажами продукта. Такое непостоянство объясняется лишь курсовыми колебаниями. “Стоимость сырья привязана к доллару – цены на внутреннем рынке привязаны к внешним. Сейчас тонна подсолнечного масла стоит на мировом рынке $750-760, и как только повышается курс доллара, происходит автоматическое подорожание на тонне в 750 грн. Этот рынок очень чувствителен к валютным изменениям”, – прокомментировал “Вестям” ситуацию начальник отдела АПК ГП “Госвнешинформ” Александр Одосий. При этом нас заверили, что нехватки масла в Украине не наблюдается. “Дефицита подсолнечного масла нет. Запасов раза в три больше, чем мы потребляем обычно”, – подчеркнул директор консалтингового агентства “ААА” Сергей Наливка.
Большую разницу в стоимости масла от разных производителей эксперты объясняют не столько политикой заводов, сколько повадками компаний-поставщиков. “Одна компания не идет на сильное повышение цен для магазинов – сократила свой “навар” с 30% до 15% и рассчитывает больше заработать на увеличении поставок. А другая оставляет свою наценку на максимуме”, – рассказали в оптовой компании “Оилагро”. Эксперты пока отказываются от официальных комментариев по поводу дальнейшего изменения цен на масло. Лишь в приватных беседах, ссылаясь на рост транспортных расходов, допускают еще одну волну подорожания – но не более чем на 10%. До 17-25 грн. на литре масла.
По словам продавцов, украинцы по-прежнему предпочитают подсолнечное масло оливковому. По подсчетам аналитиков, 90% от общего объема приобретаемого населением растительного масла составляет именно подсолнечное. Его используют как для приготовления пищи, так и при домашней консервации. Не в последнюю очередь – из-за цены: литр подсолнечного масла стоит в среднем на 10-15% меньше кукурузного и в 7-10 раз – оливкового.
Если говорить о вкусах, то городские жители в нашей стране больше любят рафинированное масло: согласно исследованию брендингового агентства Коrolo, около 60% населения нравится продукт без ярко выраженного цвета и запаха. А жители сел и небольших городов чаще покупают нерафинированное – с характерным запахом и вкусовыми оттенками. Как правило, его приобретают на рынках на разлив.
Промышленные же предприятия по производству хлебобулочных, кондитерских изделий и молочной продукции все чаще используют в рецептуре экзотические масла, так как они дешевле отечественных растительных масел и животных жиров. “Тропические масла (пальмовое, кокосовое) – занимают примерно 30% отечественного рынка. Украина, кстати, является одним из крупнейших импортеров пальмового масла в мире. Еще около 60% – подсолнечное”, – подсчитали Korolo. Совокупная доля оливкового, соевого, льняного и прочих масел в Украине не превышает 10%. (ForUm/Пищепром Украины и мира)