Из-за увеличения акциза начнут расти в цене табачные изделия и увеличиваться “тенизация” бизнеса. Эксперты ожидают рост цен на сигареты – в среднем на 2-3 грн. с пачки.

Объемы теневого оборота табачной продукции продолжают расти. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного компанией TNS-Украина для ассоциации “Укртабак”. Опросы проводятся с сентября 2011г. ежеквартально. В первой в 2014 г. волне исследования приняли участие 3 тыс. курильщиков. Результаты первого квартала показали, что доля нелегального рынка достигла уже 9,2% (или более 7 млрд. шт.), что на 0,8% выше уровня января-марта 2013 г., и среднего уровня прошлого года, когда этот показатель составил 8,8%. В минувшем году особенно сильно “теневой” рынок уменьшился в четвертом квартале – до 7,2%.

Увеличение нелегального оборота табачной продукции в этом году снова продемонстрировало, как расширяется рынок поддельной продукции и контрабанды. Оборот контрафакта вырос на 1,04% (почти до 3,5% рынка), а нелегально ввезенных табачных изделий – на 0,87% (до 5,32%). Менеджер по связям с общественностью Imperial Tobacco в Украине Наталья Миколаенко связывает эти преобразования с ослаблением контроля и высокой экономической привлекательностью “теневого” бизнеса. “Не секрет, что покупательская способность украинцев уменьшилась, а значит, дешевая нелегальная продукция становится все более привлекательной как для курильщиков, так и нелегальных реализаторов”, – отметила она.

А менеджер по корпоративным связям “Бритиш Американ Табакко Украина” Ирина Куринная добавляет, что существенное значение в росте теневого оборота в табачной отрасли играет еще и разница в ценах на сигареты в Украине и соседних странах из-за ставок акцизного сбора. Например, средняя стоимость пачки сигарет в Украине почти вдвое выше, чем в России, Беларуси и Молдове. “У нас это 11 грн. против 6,30 грн., 6,40 грн. и 4,40 грн. соответственно”, – уточнила Куринная.

Согласно исследованию, львиную долю в структуре контрабандных сигарет занимает Беларусь – 44%. Чаще всего нелегально ввозимые табачные изделия производятся на Гродненской табачной фабрике “Неман” – это такие торговые марки, как “Фэст” и “Кредо”. Еще 38% нелегальных сигарет к нам попадает из России: 35% этого объема производится на предприятии “Донской табак”, он и поставляет товар с одноименным брэндом, а также под маркой Beverly, Armada, Kiss и “Марка”. И всего 8% “теневого” табака в Украину привозят из Молдовы. Такие брэнды, как Astru, Temp, Doina, контрабандным путем попадающие на территорию Украины, производятся на Кишиневском табачном комбинате. В отчете отмечается, что уровень нелегального ввоза со стороны Беларуси в этом году увеличивался, а из России – сокращался.

Ирина Куринная говорит, что это следствие недостаточного контроля на границе Украины. К тому же нелегальный продукт вполне доступен для потребителей через открытые рынки и уличных торговцев. TNS-Украина отмечает, что они и были главными точками продаж нелегально ввезенных сигарет, например, 38% такого товара реализовывается через уличных продавцов, 25,2% – через открытые рынки и 19,7% – киоски. Структура распределения поддельных сигарет среди точек продаж достаточно близка к структуре легальных сигарет, то есть контрафакт реализовывается через магазины (62,7% – нелегальной продукции против 56,7% – легальной) и киоски (25,2% и 36,8% соответственно).

В ассоциации “Укртабак” прогнозируют, что во второй половине 2014 г. “тенизация” табачного рынка повысится, главным образом, из-за повышения с 1 июля ставок акцизного сбора на 25%.

Это может поднять долю нелегального рынка с нынешних 9,2% до 15%, а госбюджет недополучит около 5 млрд. грн. (по результатам 2013 г. – 2 млрд. грн.). Эти деньги поступят в бюджеты Беларуси и Молдовы или пойдут на финансирование теневых структур в Украине, считает Наталья Миколаенко.

“С 1 июля минимальное акцизное обязательство и специфический компонент акциза на табачную продукцию вырастут на 25%, адвалор останется на уровне 12% от стоимости пачки сигарет. По нашим прогнозам, цены на сигареты без фильтра могут вырасти в среднем на 0,5 грн., с фильтром – на 1 грн.”, – сказал директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут.

Ирина Куринная ожидает еще большего роста цен (на легальные сигареты) – в среднем на 2-3 грн. с пачки в зависимости от ценового сегмента.

Чтобы сократить теневой оборот или хотя бы прекратить его рост, производители предлагают ряд мер, о которых уже говорили неоднократно, но так и не рассмотрели. Директор по коммуникациям и регуляторным вопросам “Филип Моррис Украина” Юрий Омельяненко, например, уверен, что необходимо усилить контроль и ужесточить ответственность за транспортировку, хранение и сбыт нелегальной табачной продукции, в том числе через интернет и точки стихийной торговли.

Налоговая служба разработала законопроект, который сейчас обсуждается с участниками рынка подакцизных товаров: по нему штрафы могут быть увеличены вдвое. “Мы настаиваем на усилении контроля над ввозом табачного сырья и не табачных материалов, введении обязательной регистрации оборудования для производства сигарет и прозрачного механизма уничтожения конфискованной продукции и оборудования, которое использовалось для его изготовления”, – уточнил Александр Когут.

Ирина Куринная напоминает, что в Верховной Раде зарегистрирован соответствующий законопроект с этими нормами. Кроме того, производители поддерживают принятие прогнозированного и поступательного плана повышения акцизных ставок, который бы учитывал уровень инфляции и доходы населения.

К слову, замглавы Государственной фискальной службы Владимир Хоменко неоднократно говорил, что будет просить премьер-министра Арсения Яценюка и министра финансов Александра Шлапака не поднимать акцизы с 1 июля, так как есть резервы в теневом секторе и его нужно легализовать. “Никаких консультаций с производителями на этот счет не проводилось. Более того, такое развитие событий представляется маловероятным, так как повышение специфики на 25% – это одно из требований МВФ, поставленное перед Украиной. Необходимо иначе ставить вопрос: об изменении структуры акцизного сбора. Речь идет о повышении и адвалорной составляющей налога, так как сегодня говорить о взвешенности и социальной справедливости акцизного налога вообще не приходится”, – подчеркнула Наталья Миколаенко.

Также одним из наиболее действенных мер в борьбе с нелегальной торговле участники рынка традиционно называют внедрение электронной акцизной марки, так как бумажные марки перестали быть эффективным способом подтверждения уплаты этого налога. Крупнейшие производители табачной продукции в Украине давно частично внедрили технологию Codentify на своих предприятиях и протестировали ее. Но решение о полноценном использовании этой технологии откладывается по неизвестным нам причинам, заметил Когут.

Сегодня активно идет обсуждение технологии на основе предложения полиграфкомбината “Украина”, но это решение эксперты пока отказываются называть электронной акцизной маркой. Полиграфкомбинат предлагает все те же бумажные носители, но с дополнительным нанесением на них определенного символа-кода. А эксперты опасаются, что их начнут очень быстро подделывать. “В предложении полиграфкомбината “Украина” на соблюдено главное требование премьер-министра – переход на электронные акцизные марки. Позиция комбината понятна: за бумажные акцизные марки только табачная индустрия, а в конечном итоге и потребитель, будет ежегодно платить около $60 млн. в год. Мы можем предположить, что марки с новым уровнем защиты будут еще дороже, поэтому никто не хочет отказываться от такого масштабного бизнеса”, – пояснила Миколаенко.

Кроме того, внедрение данной системы также потребует определенных инвестиций со стороны торговцев на специальное оборудование по считыванию кодов. Новые денежные вливания потребуются также на создание информационной системы этого проекта. О стоимости всего проекта говорить сложно, поскольку она сохраняется как коммерческая тайна. Не понятно также, кто будет оплачивать эти расходы: государство, производители подакцизных товаров или сам полиграфкомбинат.

Расходы на внедрение технологии Codentify производители готовы взять на себя. Но эта система не подходит производителям алкоголя – они вообще не считают необходимым вводить электронную марку. В налоговых органах пока до конца так и не определились, что же будет в итоге, но глава ГФС Игорь Билоус уверен, что “Украине не нужно привлекать супер дорогих разработчиков, а все можно сделать на базе НБУ и полиграфкомбината”. (Вести/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий