Драйвером роста для рынка мороженого в 90-е годы была Европа, в 00-е годы – Америка, в 10-е годы – Австралия и Новая Зеландия. Сегодня, в 20-е годы, лидерами в мороженой отрасли являются азиатские производители – «азиатские тигры». Об этом заявил на Летнем молочном саммите в рамках ХIV Молочной олимпиады в Ташкенте Дмитрий Докин, председатель совета директоров компании «Шин-Лайн» (Казахстан), передает The DairyNews.
Дмитрий Докин представил четверку мировых лидеров производителей мороженого: Unilever, Nestle, Yili и General Mills. Спикер отмечает, что Unilever и Nestle продолжают свою борьбу за потребителя уже 40 лет, но в последнее время Nestle и Froneri динамично догоняют лидера.
Unilever (1872 г.). Занимает около 16% мирового рынка мороженого, долгое время маргариновое происхождение политически не давало компании сделать ставку на молоко, но в итоге Unilever успешно и долго сотрудничает с компаниями Mars, Ferrero. Оборот Unilever достигает 60 млрд долларов, мороженое выпускается в 190 странах.
Nestle (1866 г.). Компания занимает около 13% мирового рынка мороженого. Сегодня Froneri имеет совместное производство с R&R – лицензии с мировым лидером кондитерской компании Mondelez. Оборот Nestle составляет 94 млрд долларов, мороженое выпускается в 92 странах на 4,2 млрд долларов.
Yili (1993 г.). Лидер молочного рынка Китая, который имеет больше 20 фабрик мороженого. Оборот Yili составляет $17,7 млрд, сектор мороженого достигает $1,37 млрд, имея одно уникальное СКЮ. Кроме того, Yili работает без предсезонных накоплений.
General Mills (1866 г.). Компания производит снеки, мороженое, кондитерские изделия, замороженные продукты.
Дмитрий Докин считает, что рынок заблуждается, когда празднует радость от ухода мультинационалов. По его мнению, мультинациональные бренды – хороший драйвер рынка, они дают креативную рекламу, создают качество и бренды, растят приверженцев мороженого, имеют тяжело копируемый портфель.
Сегодня динамично развивают мировой рынок мороженого азиатские производители. У «азиатских тигров», как их называет Дмитрий Докин, есть очень сильное R&D – для понимания их продуктов конкуренты тратят от 3 до 5 лет. «Азиатские тигры» разрабатывают такие вкусы мороженого, которые будут желанны и которые очень сложно подделать. Зачастую вес этих производителей на рынке обусловлен тем, что они стремятся совокупно развивать секторы мороженого, кондитерских и молочных продуктов.
По информации Дмитрия Докина, в рейтинг крупнейших азиатских производителей входят бренды Lotte, Glico, Binggrae.
Lotte достигает оборота в 1,77 млрд долларов, в секторе мороженого – 511 млн долларов, имеет кондитерское производство в СНГ.
Glico имеет равно соотношение в производстве молока (494 млн долларов), мороженого (472 млн долларов) и кондитерском секторе (501 млн долларов).
Binggrae развивает в Азии производство молочных продуктов, мороженого и кондитерских изделий, но поставляет на экспорт только мороженое и молочные продукты. Является лидером в экспорте: СКЮ «молоко с бананом (20 млн долларов), СКЮ «мороженое с дыней» – 35 млн долларов, в СНГ – это «крабовые чипсы».
Отдельно в рейтинге Дмитрия Докина стоят «кондитерские короли» – компании Mars и Ferrero. Это семейные компании, конкурентоспособные, которые сложно подделать, так как у них очень много патентов. Компания Ferrero зашла на рынок в 2019 году, купив мороженого производителя в Испании. В декабре 2022 года Ferrero купила в США Wells, у которой – 1 млрд долларов продаж и 450 тыс. тонн мороженого.
Что касается российского рынка мороженого, отмечает спикер, здесь кондитерские бренды в качестве лицензии предлагает только «Славянка», но этой компании не хватает известности (исключение – бренд «Степ»). «Объединенные кондитеры» (Москва) и сами не идут в мороженое, и другим не дают лицензии. «КДВ» (Томск) полтора года назад собирались серьезно «нырнуть» в мороженое, но февраль 2022 года сильно поменял их планы. Компания «Рахат» (Lotte в Казахстане) пока не перешла в категорию мороженого.
«Если говорить о коллаборации молока и мороженого, самый яркий представитель – это лидер России – Renna. Это, прежде всего, молочная компания, что и позволило ей всего за 9 лет достичь лидерства. Сделать успешную коллаборацию не получилось у многих компаний, в том числе у «Далимо» (Самара), «Первый вкус» (Челябинск), «Агрокомплекс» (Краснодар), так как эти два продукта – молоко, которое воспринимается как еда, и мороженое как импульсный холодный десерт требуют разных подходов во всей цепочке производства и продаж», – отметил Дмитрий Докин. (DairyNews.today/Пищепром Украины)