Около 46% всей мировой торговли косточковыми фруктами в денежном выражении на сегодняшний день приходится на черешню, хотя удельный вес черешни в тоннаже экспорта намного скромнее – всего лишь 19%. Об этом сообщает ин-тернет-портал EastFruit.
Ежегодно мировой экспорт черешни в денежном выражении растёт на $363,27 тыс., значительно опережая показатели торговли другими косточковыми – персиком, сливой, абрикосом и вишней. И это несмотря на то, что черешня в среднем в 3-4 раза дороже, чем остальные названные выше косточковые фрукты!
Фактически черешня всё больше «перетягивает на себя» выручку от реализации косточковых фруктов. В чём же фено-мен черешни? Почему черешня так успешно продаётся на мировом рынке? Чем обусловлен рост мирового спроса на черешню? Почему, не смотря на рост производства черешни в мире, глобальные цены на черешню растут быстрее, чем на другие косточковые фрукты?
Ответы на эти и другие вопросы давал сегодня экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сель-скохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак в ходе виртуального тренинга по эффективной организации продвижения и упаковки плодоовощной продукции на экспорт. Мероприятие было организовано Проектом USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест (CTJ).
«Прежде всего, черешня – это удобный фрукт, который удобнее потребителям, чем многие другие фрукты. Вторым важным фактором роста популярности черешни является ее выращивание в странах Южного Полушария, которые имеют возможность осуществлять поставки этого фрукта к новогодним праздникам. А жители Северного Полушария не привыкли экономить на праздничном столе и готовы покупать дорогие экзотические для холодной зимы региона фрук-ты. Третьим фактором является то, что черешня имеет универсальный вкус, который нравится абсолютному большин-ству потребителей, в отличие, например, от сливы или персика или даже абрикоса. Я лично не встречал ни одного че-ловека, которому бы не нравился вкус черешни», — пояснил Андрей Ярмак.
Также он отметил и другие важные факторы глобального успеха черешни. Это и усовершенствование технологий вы-ращивания и ускорение селекции, что позволяет увеличивать размер фруктов. Калибр черешни 30+ и даже 32+ на се-годняшний день во многих регионах мира уже является почти стандартом.
Эти же факторы позитивно влияют на органолептические свойства черешни и на её качество, что позволяет снизить риски порчи и потерь в процессе её транспортировки и реализации.
Ещё одним важнейшим открытием, которое способствовало увеличению популярности черешни на мировом рынке, по словам специалиста, стала технология Modified Atmosphere Packaging (МАР), т.е. упаковки с модифицированной атмо-сферой. Она позволяет сохранять свежесть черешни до 60 дней без существенной потери качества. Данная упаковка открыла возможности для морской логистики черешни, что существенно снизило затраты на её доставку по сравнению с авиалогистикой. А это, в свою очередь, позволило снизить цену на этот фрукт для конечного потребителя, резко по-высив спрос на данный товар. На сегодняшний же день благодаря технологии МАР можно осуществлять перевозки че-решни в морских контейнерах практически в любую точку земного шара, при необходимости.
«Еще одной особенностью мирового рынка черешни, которая обеспечила ей феноменальный успех, стала так назы-ваемая «черешневая экономическая свобода Китая». Во-первых, черешня, во многом благодаря усилиям по продвиже-нию этого фрукта Ассоциации экспортёров фруктов Чили, стала своеобразным символом китайского нового года. Это очень удобно – ведь черешня в Чили дозревает как раз вовремя! Перед началом празднования Китайского Нового года чилийская свежая черешня продается в Китае в красивой подарочной упаковке и в больших количествах. При этом данный фрукт стал символом экономической свободы в Поднебесной — позволить себе черешню зимой в Китае счита-ется престижным и подтверждает высокий социальный статус потребителя. Таким образом, черешня в Китае — символ успеха и достатка, так как продукт стоит недёшево. При этом на китайском рынке предпочитают черешню крупного ка-либра и тёмного цвета. К слову, ежегодно Китай с Гонконгом импортируют черешни на $3 млрд и основная часть этого импорта приходится на новогодние праздники»,- пояснил Андрей Ярмак.
Он также отметил, что ежегодно мировые цены на черешню растут быстрее, чем любой другой вид косточковых фрук-тов, и это притом, что черешня уже является самым дорогим продуктом, что говорит о быстром росте спрос на неё! Кстати, в это же время, цены на свежий абрикос, например, ежегодно снижаются, хотя мировая торговля абрикосом, как и черешней, тоже растёт. Хотя и не так быстро.
Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, по мнению эксперта, имеют прекрасную возможность заработать на экспорте черешни. Т.к. они, в отличие, например, от Турции и многих других стран, уже имеют доступ к рынку черешни. Кроме то-го, в этих странах затраты на рабочую силу значительно ниже, чем в Чили или даже в Турции, а чем меньше по размеру фрукт, тем дороже обходится его уборка. В-третьих, климат для выращивания черешни в странах Центральной Азии является близким к идеальному. В-четвёртых, кроме Китая, спрос на черешню стремительно растёт и во многих других странах Азии. В-пятых, Андрей Ярмак считает, что развитие авиалогистики позволит странам Центральной Азии ус-пешно продавать черешню в т.ч. и в страны ЕС, и Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, ведь затраты на авиапере-возки невысоки относительно высокой цены на данный фрукт.
Однако эксперт ФАО обратил внимание на необходимость интенсификации производства и доработки черешни, без че-го успешные продажи продукции будут невозможны. «Гидрокулинг – это обязательное условие для экспорта черешни из вашего региона, который находится далеко от рынков сбыта. Если вы не охлаждаете черешню, вы можете наблю-дать, как ежеминутно, вместе с прекрасным запахом черешни, улетают в воздух ваши деньги. Ведь часто уборка че-решни в Узбекистане происходит при очень высокой температуре, поэтому фрукт нужно охладить хотя бы до 10 граду-сов Цельсия сразу после уборки, иначе он быстро теряет влагу и вес. Также стоит обратить внимание на технологии выращивания черешни в закрытом грунтом, и, конечно, переходить на интенсивные технологии выращивания, чтобы получать крупноплодную черешню высокого качества», — резюмировал Андрей Ярмак. (АПК-Информ/Пищепром Ук-раины)