На земельных ресурсах, которые остаются в распоряжении Республики Армения и Арцаха нужно, наконец, наладить эффективное сельское хозяйство: с породистым скотом, полноценными кормами, нормальным орошением, культивацией.
Армения сейчас не может пользоваться ресурсами для сельского хозяйства на оккупированных территориях Арцаха. Но ресурсы вполне можно воссоздать. Это потребует труда, но сельское хозяйство выйдет на качественно новый уровень, отмечает в беседе со Sputnik Армения эксперт по сельскому хозяйству Давид Давтян.
С чем-то фермер может справиться и сам: поставить, скажем, в хлеву обычную вентиляцию или сеять более продуктивные кормовые культуры. В других случаях требуется больше средств: так, для улучшения племенного состава скота затраты не столь велики. Но чтобы создать больше мощностей по уборке и хранению силоса, кардинального решения проблем крайне изношенной оросительной системы, нужна поддержка государства.
Скотоводство на южных территориях Карабаха (Арцаха) было малопродуктивным, как и в Республике Армения (в год с одной овцы – в среднем 1,2 родов, а с одной коровы — 1 800-2 200 кг молока). Но в отличие от РА, здесь почти не приходилось тратиться на корм скоту: животных там даже зимой можно было держать на открытом выпасе, на подножном корму. Поэтому любой, даже минимальный результат окупал себя. Но скотоводство может быть выгодным и теперь: для этого нужно сельское хозяйство нового уровня (а иногда – хорошо забытого старого).
Улучшать породу коров
«Начну издалека. Я из села Тех, недалеко от Гориса. Когда я был подростком, у нас было три коровы. Одна с удоя давала чуть меньше ведра молока (кто живет в селе, знает, что и сейчас молоко в хозяйстве меряют ведрами), вторая – целое ведро, а третья – полтора и больше. Хотя и паслись коровы одинаково, и корма в хлеву получали одинаково, и породы были одинаковой. В чем причина, по-вашему?», — спрашивает Давид.
Все просто – вопрос в породистости коров и селекционной работе. В советское время она велась, и при распаде Союза, когда скот раздали из колхозов сельчанам, он был почти весь племенной. С годами характеристики скота не улучшались и распылились.
Все можно вернуть за четыре-пять лет, если производить правильное скрещивание с высокоэффективными породами, отмечает Давтян. В этом случае, уже в первом поколении, такое потомство может дать в год на 500 кг молока больше обычного, то есть плюс 75-80 тысяч драмов в год. А за несколько поколений удойность коров может повыситься с двух до шести тысяч килограммов молока в год. А это уже «лишние» 600-650 тысяч, то есть 1200-1300 долларов каждый год, причем только с одной коровы.
Этого можно добиться, даже не меняя условия содержания скота, просто улучшив его породу. Для этого в скотоводческих регионах нужно открыть несколько центров по искусственному оплодотворению и улучшению породы скота.
Дай корове свет и свеклу
Не каждый может выстроить крупные современные хлева. Но даже в обычном коровнике можно хотя бы установить вентиляцию (с обыкновенными гофрированными алюминиевыми трубами), провести свет, поставить в стойлах коврики, чтобы коровам было сухо.
Зимой можно заготавливать не только сено, но и свежие ( так называемые сочные) корма, в первую очередь — силос. Проблема (а вернее, абсурд) просто в том, что во всей Сюникской области (бывший Сисианский, Горисский, Капанский и Мегринский районы) нет ни одного силосного комбайна, который бы измельчал траву, и нет ни одной действующей силосной башни, где бы она заквашивалась и хранилась. Конечно, абсурд, и создать все это в одиночку крестьянин не может. Но можно хотя бы засевать поля обычной кормовой свеклой, а не только кормовыми травами.
От этого удой молока тоже значительно растет.
Проблемы, конечно, этим не заканчиваются, но надо с чего-то начать, подчеркнул Давтян
Земля есть, но ее нет
Не считая Арцаха, в Республике Армения есть 450 тысяч гектаров пахотной земли, из них примерно 200 тысяч не используется. Во многом – потому, что, кроме пшеницы или ячменя, там трудно что-то вырастить. А пшеница в Армении долгие годы почти не дает дохода. Но и на это у Давида встречный вопрос.
«В нашем селе в среднем пшеницу собирают по 20-25 центнеров с гектара, при том, что для окупаемости нужно собирать хотя бы по 20-23. То есть по большому счету фермер остается на нуле. Наша семья, когда сеяла, получала 30 центнеров и больше. Как вы думаете, почему?», — говорит Давид.
Ответ – в культивации земли. А это подготовка почвы еще до сева, это правильная распашка, севооборот (когда на одном и том же поле попеременно сеют разные культуры, в нужной последовательности), это и подбор правильных семян – важная проблема для страны. Многие годы государство раздавало семена зерновых, не зная, какой результат тот или иной сорт пшеницы или ячменя дает в каждом регионе. Ведь даже в среднерусской полосе климат (тем более микроклимат) не везде абсолютно одинаковый, а на Кавказе он и вовсе меняется через каждые несколько километров. Поэтому в советское время у семеноводческой станции АрмССР, в Ленинакане (нынешнем Гюмри) было несколько опытных полей в разных районах. После распада Союза эти поля присвоили. Теперь «продвинутые» фермеры ведут такую селекцию вручную, покупая по нескольку кило от каждого сорта и пробуя их на своем поле.
Но даже это еще не все. Сельскохозяйственная техника в Армении очень старая, и комбайны, при уборке урожая, рассыпают до 25% и более всего зерна. То есть из каждой тонны зерна, над которым трудились весь год, 250 килограммов рассыпается.
Вода есть… но и ее нет
Оросительная сеть в Армении тоже крайне изношена, поэтому почти половина оросительной воды не доходит до фермера. В некоторых регионах оросительные каналы изношены настолько, что по факту не действуют, а земли, к которым они приписаны, на самом деле не орошаются (а где-то эти трубы после развала Союза попросту растащили). Но в базах данных кадастра эти земли все равно «сидят» как орошаемые, и налог с них нужно платить в два, иногда даже в три раза выше.
Как сделать, чтобы было
Закупить комбайны или полностью, километрами ремонтировать оросительные сети один фермер не может: нужны решения государства. Но что-то можно сделать и самим. А еще лучше начинать вместе, и как можно быстрее. (Sputnik/Пищепром Украины)