В 2019 году на Международном конгрессе «Прибыльное свиноводство» эксперты обсудили тенденции на рынке мяса и мясных продуктов. В частности, звучали мнения, что 2020 год будет очень сложным и непредсказуемым из-за наличия множества весомых факторов. В частности, на мировой рынок будет влиять эпизоотии африканской чумы свиней и других заболеваний животных, торговые войны и реальные военные конфликты, тенденции в глобальной экономике. В Украине эта неопределенность усиливалась борьбой вокруг рынка земли, неясностью политики правительства в части поддержки сельхозотрасли, да и в целом нестабильностью в экономических и политических системах государства. Это было еще до коронавируса, мирового нефтяного кризиса и угрозы дефолта Украины… Как же все это отразится на рынке мяса, в интервью ГолосUA рассказал аналитик Андрей Панкратов.
– Андрей, вы составили для доклада на Международном конгрессе презентацию о потреблении мяса в Украине, там есть данные от 2019 года… Там говорится, что украинцы предпочитают куриное мясо, покупают его чаще, чем свинину и еще чаще, чем говядину… Эта же тенденция была актуальна и для экспорта… Как карантин в 2020 году повлиял на ваш прогноз относительно спроса на разные виды мяса в Украине?
– В целом прогнозы остаются теми же: производство говядины и свинины в Украине снизится, курятины – вырастет. Точно также и в потреблении – доля курятины продолжит увеличиваться. Те изменения, которые мы наблюдаем сейчас, только подтверждают эти прогнозы. Очевидно, что украинцы, потерявшие доходы из-за карантина, вынуждены будут удешевить свое меню. Мясо – достаточно дорогой продукт, и его потребление всегда страдает в таких ситуациях. Полностью от мяса отказаться невозможно – белок необходим человеку – но еще большее перераспределение структуры в пользу более дешевой курятины теперь неизбежно. Что касается импорта и экспорта, то в случае девальвации гривны, импорт будет сходить на нет, а вот экспорт получит дополнительную поддержку из-за курсовой разницы. А поскольку Украина сейчас не имеет потенциала экспорта говядины и свинины, то тут рост возможен только у производителей мяса птицы.
– Если украинцы будут меньше покупать мяса, как вы говорите, то будет ли этот сегмент рынка заполняться другими продуктами – возможно, аналогами мяса, или белковыми полуфабрикатами?
– Да, люди будут решать проблему дорогого мяса каждый по-своему. Кто-то будет больше, как я уже сказал, покупать курятину, а кому-то и курятина будет недоступной, тогда – яйца, крупы, макароны, хлеб и т.п. Соответственно, и производители колбас тоже будут подстраиваться, благо имеют мощные мясорубки (куттеры, как они говорят), проверенные рецепты и находчивых технологов. Я не хотел бы тут пугать впечатлительных читателей – хорошими удешевителями колбас могут быть вполне нормальные продукты – такие, как сало, например. В наших колбасах сало – это очень распространенная добавка, и ее применение всегда увеличивается, когда украинцам становится тяжелее.
– Вы в своем прогнозе потребления мяса в Украине на 2019 год указали, что украинцы потребляют говядины меньше всего – это приблизительно треть, если сравнивать с покупаемым куриным мясом… Говядину диетологи называют полезным для здоровья мясом, но спрос на него значительно ниже… По вашему мнению, почему так происходит – меньше производят или меньше покупают?
– Диетологи говорят разное вообще про мясо, и я бы не стал развивать тему о большей полезности того или иного мяса. Вкусно? Да. Некоторые блюда, такие как стейк, бифштекс и многие другие, вообще немыслимы с мясными добавками. Но, да, говядина действительно наиболее дорогое из основных видов мяса и считается у нас чуть ли не деликатесом. В Украине ее производится меньше, чем, скажем, свинины или тем более курятины и этим объясняются и цены, и статус говядины. Нужно понимать, что за килограммом качественной говядины стоят в разы больше человеческого труда, кормов, воды и других ресурсов, чем в случае со свининой или курятиной, и справедливые цены на нее должны были бы быть заметно выше тех, что есть у нас сейчас. Но мы не готовы платить эти цены, поэтому производство говядины в Украине умирает. Фактически его уже нет, а то, что мы видим на прилавках, – это побочный продукт молочного бизнеса.
– В период карантина, который введен во многих странах мира, количество работающих людей становится меньше – кто-то лишился работы, кто-то на изоляции, кто-то на самоизоляции… В ФАО ООН и других международных организациях прогнозируют, что объемы производства продовольствия в период карантина сократятся и миру грозит дефицит продовольствия… Как эта ситуация повлияет на рынок мясного продовольствия в мире и Украине?
– Международные организации обеспокоены самыми слабыми «звеньями» глобальной продовольственной системы, но Украина, являясь аграрной страной, к таким не относится. Наоборот, наша миссия – накормить нуждающихся, не обделив, конечно, и себя. Да, производство, может испытывать сложности в связи с карантинными ограничениями, но эти сложности не такие, как во многих других отраслях. Фермы у нас работают, мясокомбинаты работают, розничная торговля работает. Если какое-нибудь предприятие и вынуждено будет остановиться на карантин, то это будет временным явлением, и это не будет повсеместным. Даже если эпидемия коронавируса и приведет к снижению производственных показателей нашей мясной отрасли, то спрос, как мы уже говорили, тоже, скорее всего, снизится и баланс будет соблюден.
– Андрей, в период карантина в Украине, в мире меняется формат взаимоотношений в цепочке производитель-потребитель или продавец-потребитель… Как вы думаете, какой формат торговли мясом сейчас в Украине будет развиваться?
– Производитель мяса – это комплексный, собирательный образ, так как производственная цепочка состоит из этапов агропроизводства (фермы) и переработки (мясокомбинаты). Иногда эти этапы объединены в рамках вертикально-интегрированного бизнеса, иногда нет. Так вот изменения коснутся, в первую очередь, тех звеньев этой цепи, которые ближе к конечному потребителю, а те, кто ближе к земле, могут ничего и не почувствовать. Торговля на рынках у нас уже запрещена, торговля в розничной сети испытывает некоторые ограничения, зато активно развивается онлайн-торговля и доставка. И производителям придется подстраиваться под новые реалии. Большие шансы на успех будут иметь те, кто позаботится об удобной для простого и, возможно, не очень опытного домашнего повара порционности и упаковке своей продукции. Очевидно, что хорошим спросом будут пользоваться полуфабрикаты высокой степени готовности, а также полностью готовые к потреблению продукты. Об этих изменениях нужно будет сообщать потребителю, то есть нужно будет серьезно вкладываться и в маркетинг. Ну и можно пойти еще дальше, и подумать об организации доставки своего продукта непосредственно домой потребителю. (golos.ua/Пищепром Украины)