США обеспокоены мошенничеством с органическими продуктами. И хотят создать глобальную систему прогнозирования рисков поставок псевдо-органики.
«На первый взгляд, американский рынок органических продуктов никогда не был таким сильным. Последние данные Национальной службы сельскохозяйственной статистики (NASS) дают четкую картину: почти 25 000 органически сертифицированных американских предприятий продали в 2016 году продукции в общей сложности на 8 млрд долларов США», – рассказывает в своей статье на портале www.growingproduce.com Мэтью Грасси.
«Что касается импорта монеты, то в настоящее время мы закупаем ежегодно на чуть более 2 млрд долларов органически сертифицированных сельскохозяйственных продуктов у союзников и торговых партнеров по всему миру.
Однако под внешним благополучием скрывается угроза: органическое мошенничество со стороны импорта, что чревато вытеснением с рынка американских производителей за счет падения высоких цен, которые и делают органическое производство столь привлекательным для многих.
Насколько широко распространена эта проблема? От 60% до 70% сельскохозяйственной продукции, импортируемой в США под органическим брендом, сертифицированным USDA (Минсельхозом США), потенциально могут быть фальшивкой, как утверждает Агентство по маркетингу взаимоотношений органических фермеров (OFARM). Эта цифра включает все сельскохозяйственные товары, а не только продукты.
Попробуем понять, как «органические мошенники» реализуют свою схему.
«Многие наши импортные экологически чистые овощи поступают из Мексики или Центральной и Южной Америки. И на самом деле есть несколько разных способов мошенничества» , – говорит Джон Боббе, бывший исполнительный директор OFARM, вышедший на пенсию и занимающийся фермерством в Центральном Висконсине.
Одним из способов удешевить «органику» является просто получение «органической» культуры традиционным методом, используя синтетические удобрения или даже загрязненную агрохимией воду. Или можно использовать традиционно выращенные семена в органической производственной системе.
Еще одна уловка – «загадочный» импорт. Проще говоря, груз сельскохозяйственной продукции – это может быть кукуруза из Аргентины или ящики с папайей с мексиканского полуострова Юкатан – покидает порт как обычный товар, а затем появляется в порту въезда в США, и сопроводительные документы волшебным образом преобразуются как «USDA-сертифицированный» груз.
По словам Боббе, главная проблема – это само агентство USDA, которому поручено обеспечивать соблюдение стандартов органической программы NOP.
«В первую очередь, все это восходит к Национальной органической программе, которая сегодня является слабым звеном во всей цепочке поставок органических продуктов питания», – говорит Боббе.
Он отмечает, что штрафной механизм за фальсификат органики – денежные взыскания – «беззубый». При импорте органики на миллионы, текущий максимальный размер штрафа, который может взимать NOP за такие нарушения, составляет всего 5000 долларов. Для мошенников это просто смех, а не убыток.
«Наша самая большая проблема (в области органики) заключается в том, что спрос продолжает опережать темпы предложения, стимулируя тем самым мошенничество с импортом, которое мы обсуждаем», – отметил эксперт Майкл Слай. Он помог разработать первоначальные стандарты для формирования органической сертификации USDA.
Слай, сам органический фермер, является отцом-основателем американского Национального совета по органическим стандартам (NOSB).
По его словам, хороший потребительский спрос превратился в проблему. Для того, чтобы гарантировать соответствие импортных стандартов американским стандартам органик, нужно четкое взаимодействие всех структур.
«Это требует большей координации между Министерством сельского хозяйства США, администрацией порта, Службой безопасности пищевых продуктов, Службой иностранных агентств и множеством федеральных агентств и других правительств», – говорит он.
И дело не только в количестве агентств и организаций. Каждый из участников индустрии нуждается в прочных соглашениях, Меморандумах о взаимопонимании, в обучении и в инструкциях для эффективной работы, утверждает он.
Слай предлагает перейти к модели прогнозирования мошенничества, основанной на большем риске, которая включает в себя данные о производстве органики за рубежом и обмен внутриведомственной разведывательной информацией. В этом его поддерживает Гарриет Бехар, нынешний председатель NOSB.
«Прямо сейчас мы все еще так заняты, пытаясь понять, что происходит. Нам нужно начинать думать с точки зрения технологий и трекинга 21-го века», – говорит она.
Сегодняшний метод использует старую технологию: импортеры отправляют по факсу сертификат.
«Важно помнить, что это не только американские проблемы и вызовы. Они глобальные», – добавляет Слай.
Более высокие цены на органическую продукцию становятся большим соблазном для преступников принять участие в игре. Например, в случае мошеннического импорта ананасов из Коста-Рики в 2016 году американские граждане были обмануты из 6 млн долларов путем покупки мошеннических органических продуктов.
Конечная же цель, с которой согласны все добропорядочные участники рынка, заключается в том, чтобы иметь очень ясные, единообразные требования к прослеживаемости продукции и маркировке от фермы до конечного розничного покупателя. И эти данные должны быть доступны и понятны инспекционным группам на каждом этапе процесса импорта». (DairyNews.ru/Пищепром Украины)