Как новейшие технологии спасают пчел и помогают им работатьПчеловодство является одной из древнейших отраслей экономики, но оно сталкивается с многочисленными угрозами. Ряд технологических компаний надеются помочь медо-носной пчеле.
Best Bees Company позволяет владельцам домов и усадеб держать ульи на своей территории в обмен на мед.
Ной Уилсон-Дело, главный научный сотрудник американской компании Best Bees Company, говорит, что не может не огорчать количество медоносных пчелиных семей или ульев, как их называют, которые ежегодно умирают.
Исследование показало, что в результате воздействия смертельного паразитического клеща, пестицидов и изменения климата с апреля 2019 и до конца 2020 года в США потеряно 43,7% ульев. Это была вторая по величине цифра с тех пор, как это конкретное исследование начали проводить в 2010 году.
“Это просто свидетельствует о том, насколько неблагоприятная ситуация сейчас сложилась”, – говорит Уилсон-Рич.
Его бостонская компания устанавливает ульи на коммерческих и жилых объектах – везде, от крыш до садов рядом с домами. Затем ее сотрудники используют передовую систему программного обеспечения для мониторинга и исследо-вания состояния всех пчелиных семей.
Эти данные передают исследователям из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института, чтобы помочь им лучше понять положение насекомых.
Компания Best Bees, которой платят домовладельцы и предприятия, также собирает и хранит мед в бутылках.
“Мы выясняем, как живут успешные ульи, – рассказывает Уилсон-Рич. – Нам нужно понять, почему у них дела идут луч-ше. С этими данными исследований мы можем получить замечательные преимущества … они говорят нам, как на са-мом деле живут пчелы”.
С учетом того, что в 2020 году мировой медовую отрасль оценивали в 9,2 миллиарда долларов, расширение техноло-гий для наблюдения за пчелами и ухода за ними также является коммерческой необходимостью. Особенно в то время, когда из-за пандемии усилия мирового сообщества сосредоточились на более широкой проблеме обеспечения продо-вольствием.
Мировую медовую отрасль оценивают в 9,2 млрд. долларов
1,4 млрд рабочих мест в сельском хозяйстве и три четверти мирового продовольственного обеспечения – это примерно 577 млрд долларов в год – зависят от опыления сельскохозяйственных культур.
А из 100 видов сельскохозяйственных культур, кормят 90% населения, 70 опыляются одомашненными и дикими пчела-ми.
Одна из ведущих компаний в сфере мониторинга состояния медоносных пчел – это ирландская ApisProtect, которая производит беспроводные датчики для ульев, которые собирают и передают данные на “информационную панель” флеш.
“Мы собираем данные о температуре, влажности, звуки и ускорения [пчел, вылетающих из улья]”, – рассказывает ис-полнительный директор Фиона Эдвардс Мерфи.
“Получаем эти выходные данные, а затем используем машинное обучение, чтобы превратить их в полезную информа-цию. Мы сообщаем пчеловоду, например, какие ульи растут, а какие сокращаются, или которые ульи живые, а какие мертвые …”
Эта технология, добавляет она, – отход от традиционных методов пчеловодства, когда пчеловоды должны вручную проверять ульи. В США, где в некоторых из крупнейших пчеловодческих компаний есть более 90000 ульев, это гранди-озная работа.
“Из-за коммерческой эксплуатации только около 20% ульев требуют вмешательства”, – добавляет Эдвардс Мерфи. “Проблема в том, что пчеловоды не знают, какие именно 20%. Они буквально выходят и ковыряют улей, чтобы посмот-реть, стоит ли смотреть на него”.
“Мы позволяем им получить представление о том, что происходит во всех их ульях на большой территории еще до то-го, как они покинут свой офис утром. Для коммерческих пчеловодов мы видим сокращение затрат на рабочую силу на 50%. Это имеет огромное влияние на бизнес песчаников”, – отмечает госпожа Эдвардс Мерфи.
Израильская фирма Beewise стремится еще больше снизить потребность в человеческом вмешательстве.
Она создала Beehome, большую конструкцию на солнечных батареях в форме сундука, в котором могут разместиться 24 отдельных ульев.
Каждый Beehome может работать автономно или через приложение на телефоне пчеловода. Эта конструкция постав-ляется с набором камер, датчиков и роботизированных манипуляторов, которые вместе выполняют действия, которые в противном случае потребовали бы вмешательства человека. Речь идет о борьбе с вредителями, предотвращении образования роя и сборе меда.
Единственные действия, требующие вмешательства человека, – это обеспечение пчелам доступа к источникам пищи и воды, а также получения меда, собранного машинами.
“В обычном улье в деревянном ящике – от 10 000 до 50 000, а может быть, даже 100 000 пчел”, – говорит исполнитель-ный директор Beewise Саар Сафра.
“Это много данных для анализа, и искусственный интеллект делает это за долю секунды. Он может определить, что происходит, и как применить правильные меры”.
Он добавляет, что “пчелы чувствуют большое давление среды сегодня”, но “коммерческие пчеловоды действительно могут помочь в решении этих проблем”.
“Идея заключается в том, что помощь этим живым существам важна в реальном времени или вскоре после (возникно-вения проблемы). Если вы будете ждать слишком долго, небольшая проблема может перерасти в большую, а затем – в разрушенную колонию”.
Еще более футуристический проект в области пчеловодства – это схема Hiveopolis, которая изучает возможность раз-мещения крошечных роботов внутри ульев, чтобы влиять на поведение пчел.
Хотя их фото нет и технология, как сообщают, все еще находится на ранней стадии, идея заключается в том, что рабо-ты будут пытаться имитировать, как пчелы общаются с помощью движения. И поэтому есть надежда, что роботы смогут направлять пчел к лучшим источникам нектара.
“Важно, чтобы мы могли сказать пчелам, куда они должны летать и где собирать (мед.), А также, чтобы мы могли ска-зать, откуда собрали нектар”, – говорит Томас Шмикл, исследователь Hiveopolis из Австрии.
“На банке меда с такой колонии могла бы быть наклейка с изображением с Google Maps, которая указывает место сбо-ра урожая. Люди должны знать, откуда берется мед – это интересно для потребителей”, – добавляет он. (Ново-сти/Пищепром Украины)