Сербские садоводы, производители-малины перекрыли основные автострады страны, а польские ягодники подозревают “заморозчиков” страны в сговоре и требуют у правительства ограничить импорт дешёвой малины из Украины. Эти новости активно освещают специализированные аграрные СМИ Сербии и Польши, и ещё более активно обсуждают аграрии на специализированных сайтах, передает портал EastFruit.
Что же на самом деле происходит на мировом рынке малины? Почему сербы, которые безраздельно властвовали на мировом рынке замороженной малины, вдруг оказались “у разбитого корыта”, жалуясь на то, что закупочные цены переработчиков на малину больше не перекрывают затрат на её выращивание?
Одной из основных причин такого развития событий является резкая экспансия Украины на мировой рынок малины. И, несмотря на то, что качество украинской продукции, зачастую, оставляет желать лучшего, влияние Украины на мировые цены нельзя недооценивать.
Однако, если об Украине говорят уже многие, а фермеры в Польше вообще прямо обвиняют её в своих проблемах, то экспансия Боснии и Герцеговины на мировой рынок малины осталась незамеченной. При этом объемы экспорта из этой страны в 2017 году практически удвоились, и она уверенно обогнала по этому показателю Украину. Если в 2016 году Украина экспортировала сопоставимые объемы малины с Боснией и Герцеговиной, то уже в 2017 году экспорт из Боснии и Герцеговины превысил экспорт из Украины более чем в полтора раза – на 68%!
Поэтому, проблемы Сербии, во многом вызваны не сговором заморозчиков, а резким ростом производства и заморозки малины в соседней с Сербией стране. И эту проблему невозможно будет решить административными мерами и установлением минимальной закупочной цены на государственном уровне, потому что цены в $1,8 долларов за килограмм в мире больше не существует. Польским и сербским производителям придётся рано или поздно смириться с новой рыночной реальностью и принимать решение либо о повышении эффективности производства, либо о выходе из данного бизнеса.
На сегодняшний день в Украине, где ещё даже не началась массовая уборка ягод, закупочные цены переработчиков уже упали до $0.75 за килограмм. Поскольку в стране преобладает выращивание малины ремонтантных сортов, уборка которой начнётся только в августе, остаётся только гадать, какими будут цены в сезон массовой уборки. Тем более, что некоторые заморозчики всё ещё имеют на складах прошлогоднюю продукцию, которую они пытаются продать уже по любой цене и даже внутри страны, но спроса на неё по-прежнему нет.
Пять лет назад, Босния и Герцеговина с Украиной экспортировали на двоих около 5 тыс. тонн малины, или менее 1% мирового рынка, при этом, почти весь объем, приходился именно на Боснию и Герцеговину. В прошлом году обе страны экспортировали уже почти 40 тыс. тонн, что составляет около 6% мировой торговли и практически соответствует объему экспорта четвёртого крупнейшего мирового экспортёра, которым является Чили.
Мировой спрос на малину растёт, но темпы его роста не такие высокие, как темпы роста производства в Украине и Боснии и Герцеговине, которые имеют преимущества географического расположения вблизи крупных рынков сбыта ЕС и сравнительно невысоких затрат на рабочую силу.
А что же происходит в Сербии и Польше? В этих странах, в последние 5-7 лет, наблюдается увеличение благосостояния населения, что приводит к росту средних заработных плат. Уборка малины, являющаяся основной статьёй затрат при производстве этих ягод, обходится всё дороже. При этом производители и переработчики также хотят зарабатывать больше, однако рост благосостояния остального населения, не распространяется на фермеров, выращивающих малину. В дополнение к этим проблемам, польским садоводам стало ещё сложнее привлекать работников из Украины, которые традиционно убирали основную часть польской малины. Многие из этих работников заложили плантации на родине и теперь конкурируют с бывшими хозяевами, а другие уехали, благодаря безвизовому режиму, в страны ЕС-15, где платят больше за час неквалифицированной работы.
Однако всё не так печально, как кажется на первый взгляд. По мнению аналитиков EastFruit, низкие цены на малину будут стимулировать мировое потребление этих ягод, что позволит, в долгосрочной перспективе, ожидать повышения средних цен. Кроме того, производство в Украине и Боснии и Герцеговине уже в 2019 году стабилизируется, т.к. низкие цены на малину коснутся и наименее эффективных производителей в этих странах, и многие из них откажутся от данного бизнеса. В 2019 же году стоит ожидать снижения производства малины также в Сербии и Польше, а в Чили фермеры уже начали сокращать объемы производства. Эти все факторы будут позитивно влиять на малиновый рынок в 2019 году. А 2018 году, скорее всего, будет слишком тяжёлым для всех участников этого бизнеса, кроме тех, кто имеет устойчивые позиции на рынке и мощные бренды. (АПК-Информ/Пищепром Украины)