Порты Украины в 2017 году увеличили перевалку масла на 18%. Это уже не первый год, по итогам которого Украина наращивает объемы экспорта масличных культур.
По имеющимся данным за прошлый год перевалка растительных масел увеличилась на 18% (до 5,56 млн. тонн). Лидерами в этом сегменте стали Николаевский морской порт – 2,32 млн. тонн (рост на 16,5%) и порт Черноморска 1,65 млн. тонн (рост более чем на четверть – 26,2%). По данным за 2016 год Украина экспортировала 4,8 млн. тонн подсолнечного масла. В свою очередь это было на 23% больше чем годом ранее. Таким образом, на протяжении уже ряда лет сохраняется позитивная динамика в экспорте масла через украинские порты.
Большая часть масла и зерна вывозится через украинские морские порты
По данным Константина Ильницкого, эксперта по логистике, за последние восемь лет суммарная перевалка масличных в портах Украины выросла приблизительно в три раза.
Позитивные сдвиги в экспорте масличных можно проиллюстрировать ещё одной цифрой: в 2000 году экспорт подсолнечного масла из Украины составлял всего 580 тыс. тонн, причем не существовало соответствующей портовой инфраструктуры, которая бы обеспечила развитие отрасли и удовлетворила бы запросы всех игроков рынка. По данным на 2015-2017 гг. активная перевалка масличных осуществляется в семи портах Украины (шести морских и одном речном).
В крупных украинских портах на Черном и Азовском морях уже не первый год строятся мощности для хранения, перегрузки и дальнейшей транспортировки масличных.
Объемы грузооборота в портах Украины растут, в том числе благодаря экспорту масла
По данным на начало прошлого года ТОП-5 портов, через которые шел масличный экспорт Украины, выглядел следующим образом:
Николаевский порт – месячная перевалка составила 214,4 тыс. тонн (+68,02% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года);
Порт “Черноморск” – 142,8 тыс. тонн (было зафиксировано некоторое падение объемов -17,56%);
Порт “Южный” – 73,2 тыс. тонн (+4,62%);
Мариупольский порт – 15,9 тыс. тонн (зафиксирован значительный рост +331,35%).
Херсонский порт – 10,9 тыс. тонн (+88,58%).
В конце августа 2017 года морской терминал “Ника-Тера” (ООО “Морской специализированный порт Ника-Тера” входит в портовый бизнес Group DF) начал перевалку нового вида грузов – растительных масел. Пропускная способность перегрузочного комплекса оценивается в 500 тыс. тонн наливных грузов в год, так что вышеназванных портов появится серьезный конкурент.
Терминал Ника-Тера также переваливает масличные грузы
“Украинские аграрии продолжают наращивать объемы экспорта масла. Соответственно, прогнозируется рост рынка перевалки этого продукта. Кроме того, аграрии и трейдеры, которые уже являются нашими ключевыми клиентами по перевалке зерновых, также работают в сегменте растительных масел”, – отметила на открытии предприятия топ-менеджер Наталья Дворник.
Увеличивается экспорт в ЕС
Экспорт украинских аграрных и пищевых товаров в страны Европейского Союза по результатам января-сентября 2017 г. увеличился на 39,8% и составил 4,18 млрд. долл.
Об этом сообщила заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Ольга Трофимцева. Немаловажную роль в росте объемов экспорта в ЕС сыграло масло.
Экспорт в ЕС растет. На таблице – основные импортеры украинской сельскохозяйственной продукции
“Увеличение нашего экспорта на рынки стран ЕС произошло в основном за счет роста объемов поставок таких продуктов как: кукуруза – на 57,4%, семена рапса – на 72,9%, подсолнечное масло – на 23%. Кроме того, значительно увеличились поставки мяса и пищевых субпродуктов птицы, меда, кондитерских изделий, маргариновой продукции и таких нишевых продуктов как сорго или семена льна”, – отметила заместитель министра.
Ольга Трофимцева отметила, что ключевыми импортерами украинской сельскохозяйственной и пищевой продукции среди стран ЕС являются Нидерланды с долей 17,6%, Испания – 15,5%, Польша – 12,9%, Италия – 11,9% и Германия – 9,9%.
“Очень приятно отметить, что на рынках ЕС растет спрос на украинскую готовую продукцию. Например, за январь-сентябрь 2017 г. было экспортировано сливочного масла на сумму 12,6 млн. долл., а в тот же период 2016 г. эта цифра составляла лишь 5 тыс. долл”, – подчеркнула Трофимцева.
Есть спрос, отстает логистика
Ещё каких-то десять лет назад единственным способом доставки масла в порты Украины был железнодорожный транспорт. Со временем до 40% объема перевозок было перераспределено на автомобильный транспорт.
Крупные мощности по хранению масла компании “Бунге” в порту г. Николаев
“До 2003 года доставка подсолнечного масла в порты осуществлялась исключительно ж/д транспортом. Однако с увеличением объемов экспорта в доставку масла в порты активно включились автоперевозчики. На сегодняшний день доля масла, завезенного автотранспортом, доходит до 40%. Автоперевозки на сегодняшний день являются наиболее гибким и удобным способом доставки груза в порт”, – подчеркивал в своем интервью Михаил Листров, начальник терминала растительного масла Ильичевского зернового терминала в 2013 г.
Что касается способа транспортировки масла в порты для отправки конечному заказчику, то доля отгрузок растительных масел во флекситанках по итогам сезона составила 73%, бутилированного – 27%.
Флекситанк – основной способ для перевозки масла
“Осуществление экспорта растительных масел во флекситанках по-прежнему в большей мере характерно для соевого масла, доля экспорта которого таким способом увеличилась в 2016/17 маркетинговом году до 89,06% против 60% сезоном ранее. На подсолнечное и рапсовое масло пришлось 4,5% (5%) и 16,42% (13%) соответственно”, – говорит ассоциированный партнер компании Global Ocean Link Павел Мирзак.
Однако, несмотря на рост экспорта масла, остаются и проблемы, связанные, прежде всего с логистикой и дорожной инфраструктурой.
Рост перерабатывающей инфраструктуры возле крупных портов
Ряд крупных производств и перерабатывающих кластеров было создано в непосредственной близости к территории морских портов страны. Например, в 2008 году у Ильичевского морского порта был построен “Ильичевский масложиркомбинат”. В 2013 году вблизи порта “Южный” был запущен завод по переработке масличных культур компании “Дельта Вилмар СНГ”.
Летом 2015 года неподалеку от самого глубоководного порта Украины в г. Южный прошло открытие маслоэкстракционного завода. Группа компаний Allseeds (в лице инвесторов из ЕС) проинвестировала в новый завод порядка 200 млн. долларов США. Еще 400 млн. планируется привлечь на строительство второй и третьей линии завода. Первая линия маслоэкстракционного завода в порту Южного обладает мощностью переработки 1 500 – 2 400 тонн семян масличных культур в сутки. Объем хранилищ элеватора – 46 000 тонн семян подсолнечника. Эта компания завершила в 2013 году строительство и запустила порту Южного терминал по перевалке растительных масел с объемом единовременного хранения 42 000 тонн. При проектировании и строительстве завода компания использовала европейские технологии, оптимальные по выходу готовой продукции, энергетическим затратам, уровню автоматизации и сохранению окружающей среды.
Мощности компании Allseeds
В июне 2016 года в Николаевском морском порту состоялось торжественное открытие производственно-перевалочного комплекса компании “Бунге-Украина”, входящей в транснациональную корпорацию Bunge. Комплекс состоит из маслоэкстракционного завода, терминала для перевалки растительного масла и зернового терминала.
Как мы уже упоминали, летом 2017 года крупный порт “Ника-Тера” также включился в перевалку масличных культур. В этот маслоперевалочный комплекс входят три технологических парка, состоящие из 18 резервуаров с объемом единовременного раздельного или общего хранения 33 000 тонн. Для перегрузочных работ с автомобильного и железнодорожного транспорта построены эстакады, рассчитанные на одновременную разгрузку 5 железнодорожных и 4 автомобильных цистерн.
Прогнозы развития отрасли показывают поступательный рост производства и экспорта масличных культур. Это требует пристального внимания к инфраструктуре, которая обеспечивает хранение, перевалку и транспортировку грузов подобной номенклатуры. Развитие инвестиционных проектов в украинских портах подчеркивает перспективность этого направления развития портовой инфраструктуры, а увеличение экспорта в страны ЕС может дать дополнительный импульс для увеличения объемов инвестирования в отрасль. (Informer.od.ua/Пищепром Украины)