Далеко на севере – на 78-м градусе северной широты, всего в 1125 км от Северного полюса, на острове Шпицберген находится уникальный объект, предназначение которого – помочь человечеству выжить при возможных глобальных катаклизмах, как рукотворных (ядерная война), так и природных (засуха, падение метеоритов), после которых придется восстанавливать самые популярные виды растений. Называется он “Всемирное хранилище семян” (ВХС). Есть там и неприкосновенный зерновой запас Украины.

История. Решение создать всемирное “хранилище судного дня” ООН приняла в 2006 году. И уже спустя два года туда поступили первые образцы. В первую очередь на хранение отправляют семена растений, которые употребляются в пищу, являются неприхотливыми и позволяют вести устойчивое земледелие, например, богарное – без искусственного полива. Это имеет значение прежде всего для развивающихся стран, где обеспечение продуктами питания является важной задачей. При этом стараются разнообразить сорта одной культуры, чтобы иметь возможность выводить новые сорта. “Пионерами” стали страны Африки: 7000 образцов из 36 стран, собранных специалистами Международного института тропического сельского хозяйства в Нигерии, поместили в вечную мерзлоту, сообщает segodnya.ua.

По информации норвежского сайта nordgen.org, это было 330 кг семян самых неприхотливых и урожайных африканских культур: дикая и домашняя вигна (спаржевая фасоль), кукуруза, соя и бамбарийский арахис. После этого пересылку своих коллекций начали национальные банки семян Колумбии, Эфиопии, Индии, Кении, Мексики, Перу, Филиппин и Сирии. На сегодня хотя бы один пакетик “на черный день” хранят 218 государств, а рекордсменом является Индия – почти 70 тыс. образцов.

Хранилище открывается 3-4 раза в год, обычно зимой, чтобы меньше тратить энергии на охлаждение и работают там, как правило, только норвежские специалисты. Что примечательно – получить образцы может лишь та страна, которая их поместила в ВХС. Это не единственное хранилище в мире, их примерно 1400, но норвежское – самое большое и безопасное. Например, Ирак и Афганистан лишились банков семян из-за войны, а банк на Филиппинах разрушил мощный тайфун. На выдачу ВХС открыли один раз в 2015 г., по просьбе Сирии – их ученые попросили выдать 130 ящиков из 325 хранимых там. Причина – Международный центр исследований агрономии засушливых районов в сирийском городе Алеппо серьезно пострадал в ходе гражданской войны. В ящиках были семена пшеницы, овса и некоторых трав, предназначенные для выращивания в засушливых условиях.

Потоп и Бункер №2. В мае 2017 г. в ВХС случилось непредвиденное – из-за глобального потепления вечная мерзлота сильно подтаяла, и произошел потоп. Семена не пострадали – благодаря конструкции тоннеля в бункере вода к ним не добралась. Создатели хранилища признали, что не были готовы к таянию арктических льдов, но приняли меры: прокопали дренажные туннели и установили насосы для откачки воды. Кстати, в марте прошлого года норвежцы открыли второй бункер, разместив его неподалеку от первого в заброшенной угольной шахте. В отличие от первого, он предназначен для хранения резервных данных о важнейших человеческих знаниях и принадлежит частной структуре, а значит обработка данных и их хранение платные. Первыми передали в бункер свою информацию Норвегия, Мексика и Бразилия. По заявлению компании, которая построила бункер, каждая страна может загрузить тестовые, графические или аудиовизуальные материалы на их серверы. Информацию запишут на специальную светочувствительную пленку, которая может храниться не менее 500 лет и самопроявиться при извлечении на свет, тогда написанное на ней можно будет прочесть.

украина. Украина отправила образцы семян в хранилище на Шпицбергене в 2010 году. Как рассказал нам директор Украинского института экспертизы сортов растений Сергей Мельник, работавший в то время в Минагрополитики и участвовавший в организации отправки образцов на хранение, решение принималось на уровне Кабмина, а подбором коллекции и ее отправкой занимались специалисты Национального центра генетических ресурсов растений Украины из Института растениеводства, который находится в Харькове.

“Основная задача – создание полных коллекций возделываемых в Украине культур, – говорит Мельник. – Наша страна предоставила тогда 2633 образца пшеницы, нута, чины (разновидность бобовых), фасоли, чечевицы и других растений (сейчас их, по данным Хранилища, 4231. – Авт.)”

По словам Мельника, хранение образцов бесплатное, финансируется за счет сельхозструктур ООН, а на первом этапе заполнения хранилища доставку тоже финансировала ООН. Теперь доставку должен оплатить отправитель, что недешево. Из-за чего многие отдаленные страны, прежде всего Китай и государства Юго-Восточной Азии, прекратили пополнение своих коллекций.

ВХС начали строить в 2006 году на Шпицбергене под эгидой ООН для сохранения посадочного материала всех сельхозрастений, существующих в мире. Открыли его в феврале 2008 г. Проект осуществлен на средства Норвегии и спонсоров, в частности фонда Рокфеллера, Билла Гейтса и ряда зарубежных частных компаний, и обошелся всего в $9,6 млн. На выбор места повлияли удаленность от мест цивилизации – до побережья Норвегии (г. Тромсе) по прямой 540 км морем на север, а также наличие на Шпицбергене вечной мерзлоты и скальных пород (дешевле поддерживать низкую температуру в хранилище и защита от землетрясений). ВХС находится на 120-метровой глубине внутри скалы и на высоте 130 м над уровнем моря. Представляет собой бункер (см. инфографику), в котором можно разместить 4,5 млн пакетов с образцами семян (максимум по 500 шт. каждого вида), или 2,25 млрд семян. Каждая страна мира получила в нем отсек, но пока воспользовались 218 государств из 240 стран и территорий планеты, разместив менее 1 млн пакетов. Семена хранятся при температуре -18 °С, поэтому должны сохранить всхожесть не менее 100 лет. Низкая температура поддерживается холодильными установками, работающими на местном угле. Бункер соединен с галереей, ведущей к выходу, перекрытому взрывобезопасными дверями. Стены галереи сделаны из железобетона толщиной 1 м и способны выдержать попадание ядерной боеголовки или землетрясение. Галерея разделена на шлюзы пятью дверями с кодовыми замками и оборудована датчиками движения.

В большинстве стран мира, в том числе и в Украине, есть свои резервные хранилища образцов семян сельскохозяйственных растений, возделываемых в регионе. “Сегодня” пообщалась со специалистами Национального центра генетических ресурсов растений Украины Института растениеводства им. Юрьева НААН.

В Национальном хранилище находятся около 75 тыс. генотипов. Это зерновые, зернобобовые, крупяные и технические культуры, овощные, плодовые, кормовые и даже ряд декоративных растений, но в приоритете у центра сберечь ценные образцы сельхозкультур. Образцы украинского происхождения составляют 35%, остальные выведены за рубежом. На долговременном хранении (при температуре -20 °С) находится более 60 тыс. образцов, на среднесрочном хранении (при +4 °С) – 13,5 тыс. образцов.

“Сегодня мы можем сохранять только те образцы, которые размножаются с помощью семян. Для сохранения других растений, которые, например, размножаются вегетативно, у нас, к сожалению, пока нет необходимого оборудования, – говорит руководитель центра доктор философии в биологических науках по генетике, селекции и семеноводству Виктор Рябчун. – Хранилище оснащено сушильным оборудованием, двумя морозильными камерами и одной холодильной. Отобранные семена высушиваются, потом закладываются в морозильные камеры, где и пребывают в состоянии глубокого анабиоза. Температура в этих морозильных камерах достигает -18-20 °С. Эти семена могут не пересеваться до 100 лет”.

Рябчун говорит, что есть в хранилище и более активная, чаще используемая часть фонда, которая хранится в холодильной камере в более теплых условиях. Жизнеспособность семян всей коллекции время от времени проверяется.

“Если образцы начинают терять свою всхожесть, они направляются в различные научные учреждения, где их восстанавливают. Центр сотрудничает с более чем тридцатью НИИ, с высшими учебными заведениями, куда мы передаем образцы с целью проведения селекционных исследований и обеспечения учебного процесса студентам. Каждый год передаем 7-8 тыс. образцов, из которых создается 70-80 сортов растений”.

Но не все так гладко – недофинансирование содержания центра может привести к тому, что ученым негде будет сохранять ценные экземпляры растений. В первую очередь нужна еще одна морозильная камера, так как постоянно появляются новые образцы, а девать их некуда. Да и само хранилище требует глобальной реконструкции.

Взаимодействует наш центр и с Всемирным хранилищем семян (ВХС). По словам Рябчуна, последний раз мы отправляли семена лет пять назад. Сейчас, к сожалению, отправки прекратились, так как не хватает финансирования, а пересылка образцов ныне осуществляется специальными авиарейсами за счет страны-отправителя. Рябчун вспомнил, как это было впервые.

“По требованиям норвежской стороны семена должны быть чистыми, не зараженными болезнями, иметь хорошую всхожесть. Мы их отобрали, проверили, уложили в специальные многослойные пакеты, соответствующие международным стандартам, в которых храним и свои семена, каждый пакет герметично запаяли. Пакеты сделаны из фольги и полиэтилена, чтобы обеспечить защиту семян от света и влаги. Все пакеты сложили в обычные деревянные ящики и передали для отправки авиапочтой в Норвегию. Там уже специалисты ВХС переложили пакеты и документацию в пластиковые контейнеры, промаркировали их, занесли в каталог. В любое время Украина может ими воспользоваться”.

Апокалипсис: как воспользоваться

Ученые, впрочем, осторожно оценивают полезность хранилища на Шпицбергене в случае апокалипсиса. Так, Виктор Рябчун говорит, что наиболее вероятная причина для вскрытия хранилища и изъятия значительного количества образцов – глобальное потепление, когда из-за засухи начнет гибнуть флора и фауна. Также запасы могут понадобиться в случае локального военного конфликта, пример тому – Сирия. Но если произойдет катастрофа планетарного масштаба, то возможность воспользоваться запасами резко снижается. Специалисты по импактным (от англ. impact – удар, столкновение) событиям – имеется ввиду столкновение крупного метеорита, астероида, кометы или иного небесного тела с Землей или другой планетой, говорят, что в случае глобального всепланетного катаклизма “хранилище судного дня” может оказаться бесполезным для выживания тех, кто уцелел. За исключением, скорее всего, 2600 жителей Шпицбергена, часть которых занята обслуживанием ВХС. Другие люди могут туда не добраться, так как прекратят летать самолеты, ходить поезда, в лучшем случае останутся автомобили с ограниченным запасом топлива и вьючные животные – лошади, верблюды, а в условиях Крайнего Севера понадобятся еще и собачьи упряжки. В итоге надежное, в том числе и из-за своей удаленности от цивилизации, хранилище окажется для уцелевших людей недосягаемым. Также, считает Рябчун, есть еще человеческий фактор: должны после катаклизма выжить люди, которые знают о ВХС и его запасах, должно быть кем-то принято решение об отправке такой экспедиции и наличие возможности ее организовать, так как для перевозки семян понадобятся тысячи людей и сотни единиц транспорта.

“Столкновение с Землей небесного тела диаметром до 3 км приведет к гибели цивилизации из-за ряда причин: ударная волна в атмосфере, всепланетное цунами, если астероид упадет в океан, или землетрясение невиданной силы при его падении на сушу, – рассказал нам специалист по выживанию Андрей Поляков. – После падения начнутся пожары гигантских масштабов. В атмосферу будут выброшены десятки кубокилометров породы, которая поднимется в стратосферу и задержит попадание энергии Солнца на Землю, наступит вулканическая зима. К счастью, вероятность такого события в тысячи раз меньше, чем возможная атомная война, которую может развязать какой-нибудь безумец-правитель с ядерным чемоданчиком”.

И все же Поляков считает, что шанс добраться до ВХС и воспользоваться его содержимым у землян есть, даже в случае апокалипсиса. Это могут быть жители близлежащих стран Европы. Главная проблема – попасть в норвежский Тромсе, а там останется всего 540 км по замерзшему Ледовитому океану на вездеходах, а еще лучше на собаках. Задача вполне решаемая, так как более 100 лет люди при достаточно невысоком уровне развития техники не раз покоряли пешком Северный полюс. Открыть многотонные ворота люди смогут, даже если пропадет электроэнергия, так как такие объекты имеют резервное дублирование для открывания их вручную. (Новости/Пищепром Украины)

Добавить комментарий