Белорусские производители алкоголя, как государственного, так и частного секторов, нуждаются в расширении рынков сбыта своей продукции. Об этом во время круглого стола “На своем поле: как белорусскому производителю собственный рынок не упустить”, состоявшегося в пресс-центре БЕЛТА, заявил заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО “Минск Кристалл” Игорь Юрченко.
Эксперт напомнил, что указом Президента в стране был создан белорусский алкогольный холдинг, в который вошли восемь предприятий, а управляющей стала компания “Минск Кристалл”. В настоящий момент создана, зарегистрирована и введена в состав холдинга торговая компания, на базе которой будут строиться продажи. “Основные перспективы развития нашего объединения как на внутреннем рынке, так и, в первую очередь, на внешних мы связываем с этой структурой”, – отметил Игорь Юрченко.
Основная задача, стоящая сегодня перед производителями – наращивать объемы продаж внутри страны и искать возможности для выхода на внешние рынки. Поэтому, по словам эксперта, холдинг стал активно создавать собственные товаропроводящие сети за рубежом. Они уже есть в странах Балтии, Армении, в ближайшее время появятся в Российской Федерации.
“Существенную поддержку нам могли бы оказать законодательные акты, регламентирующие возможность маркетинговых выплат зарубежным покупателям, продвигающим нашу продукцию. Кроме того, мы неоднократно ходатайствовали об увеличении сроков завершения торговых операций”, – подчеркнул Игорь Юрченко. Срок в 90 дней, уверен эксперт, недостаточен для успешной работы с дальними рынками, например, Латинской Америки или Австралии, где только логистика занимает 45-60 дней. Попасть на внешние рынки, заявил представитель алкогольного холдинга, очень сложно – все страны защищаются от импорта. Все заинтересованы в развитии собственного производителя. Были приведены и примеры жесткой акцизной политики. Если у нас в среднем акциз составляет около 5 евро за литр алкоголя, иногда чуть больше, то в Швеции он равен 56, в Эстонии – 18, Бельгии – 21, Латвии – 13, в Португалии и Литве -12. Этот сбор, естественно, отражается на конечной цене продукции. “В таких условиях нам, конечно же, тяжело работать. В Казахстане, например, введен обеспечительный платеж. Для того, чтобы продать литр любого алкогольного продукта необходимо внести обеспечительный платеж, эквивалентный цене трех литров этого продукта. И это без гарантии возврата. Бизнеса здесь не получается никакого”, – подчеркнул Игорь Юрченко.
О сложности работы на рынках Европы рассказал директор ООО “Завод Бульбашъ” Михаил Леончик. По его словам, в Словакии с 1 февраля ввели новую акцизную марку. Как раз накануне словацкие партнеры компании взяли с таможенного склада товар из Беларуси и уплатили акциз. “И тут появляется новая акцизная марка. А это значит, что взятый товар надо утилизировать”, – подчеркнул директор предприятия. Крайне трудно выйти на европейские рынки и белорусским производителям вина, заявил генеральный директор ЗАО “Минский завод виноградных вин” Иван Троцкий. Ведь Европейский союз – это в том числе страны винодельческой зоны: Франция, Италия, Испания, Германия. “Они ввели очень серьезные заградительные пошлины для винодельческой продукции извне Евросоюза. Даже если у тебя высококачественная продукция с конкурентной себестоимостью, из-за этих пошлин она становится неконкурентоспособной”, – считает руководитель предприятия. Поэтому работа на внутреннем рынке, уверен эксперт, для любого из отечественных производителей становится особенно важной. “Считаю, что необходимо сделать акцент на импортозамещение тех видов продукции, которые можем производить у себя в стране”, – подчеркнул Иван Троцкий. (БЕЛТА/ Пищепром Украины и мира)