Министерство финансов опубликовало проект налоговой реформы. Минфин предлагает повысить ставки акцизов на все виды подакцизных товаров. В два раза с нынешних 70,53 грн. за литр 100% спирта до 141,06 грн. планируют повысить акцизы на крепкий алкоголь. 26,7% из этой величины – увеличение за счет индексации ставок. Планируется, что в течение последующих трех лет ставки акцизов будут расти на 5% ежегодно и в 2020 г. акциз на крепкий алкоголь составит 171,47 грн. Ставка акциза на сухие вина в 2016 г. может вырастив 5 раз – с нынешних 0,01 грн. до 0,05 грн. за литр.

На 50% планируется рост ставок акцизов на крепленые вина и вермуты – с нынешних 3,58 до 5,37 грн. за литр. 26,7% из этой величины – увеличение за счет индексации ставок. В 2017-202 гг. ставки планируют повышать ежегодно на 5%, и в 2020 г. акциза на крепленые вина составит 6,53 грн. за литр. Акциз на игристые вина в 2016 г. может составить 7,8 грн. за литр, в полтора раза больше нынешних 5,2 грн. за литр. Увеличение ставки до 2020 г. не предусмотрено.

Вдвое может вырасти акциз на пиво – с 1,24 грн. за литр до 2,48 грн. за литр. Планируется также ежегодное повышение ставки пивного акциза на 5% в 2017-2020 гг.

Акцизы на сигареты планирую поднять на 40% (специфическая составляющая), из которых 26,7% – индексация на уровень инфляции. Таким образом, в 2016 г. ставка акциза за 1000 сигарет составит 3,18,26 грн. вместо нынешних 227,33 грн. за 1000 тыс. штук. В 2017-202 гг. правительство намерено повышать ставки акцизоа на сигареты на 7% ежегодно. Таким образом в 2020 г. акциз с 1000 сигарет составит 429,29 грн. Адвалорная составляющая акциза на сигареты может вырасти на 3 п.п. – с 12% до 15%. Этот показатель правительство пересматривает ввиду гармонизации налоговой базы с нормами ЕС. При этом увеличивать адвалор в 2017-2020 гг. не планируется.

Производители подакцизных товаров ожидаемо против повышения ставок. “Предложения абсолютно оторваны от реальности. Невозможно достигнуть поставленных целей, а именно увеличить доходную часть бюджета за счет поступлений по акцизу при резком увеличении ставок в условиях стагнирующего производства и рынка, не нанеся при этом серьезный удар по производителям”, – говорит директор ассоциации Виноградари и виноделы Украины Сергей Михайлечко.

Директор по корпоративным связям компании Efes Ukraine Валентин Бойницкий говорит, что только за первое полугодие 2015 г. пивная отрасль упала на 25%. “Заявленное повышение не соответствует цели Минфина – с такими ставками отрасль просядет еще больше, а бюджет ожидаемых поступлений не получит”, – говорит он. Кроме того, Бойницкий считает, что декларируя в документе ставки в сравнении с налогами в странах ЕС, Минфин не учитывает, что ни в одной стране нет второго акциза – с оборота, который в Украине составляет 5%. “Несмотря на прошлогоднее повышения на 42,5% акцизный сбор за 9 месяцев 2015 г. уменьшился на 62 млн. грн. (3,2%) к такому же периоду 2014 г. О чем это говорит? Поставленная цель – наполнение бюджета так и не достигнута. За 11 месяцев этого года предприятия отрасли произвели на 20% меньше по отношению к прошлому году”, – добавляет и.о. гендиректора компании Сан Инбев Украина Денис Хренов.

Топ-менеджер крупной алкогольной компании заверил, что отрасль категорически не согласен с предложенным вариантом повышения ставок акциза и сейчас готовится обращение по этому поводу к премьер-министру Арсению Яценюку. По подсчетам производителей алкоголя, бутылка водки в рознице в случае принятия поданноговарианта налогообложения, подорожает до 90 грн. за бутылку.

Алексей Калиниченко, менеджер по вопросам фискального регулирования компании Филип Моррис Украина, рассказывает, что все предложения отрасли, которые неоднократно обсуждались с Минфином, были проигнорированы. “Новый проект Налогового кодекса сохранил все противоречия действующего закона. Например, срок оплаты акциза (при покупке акцизных марок) опережает дату возникновения налоговых обязательств (в момент реализации готовой продукции) и не стыкуется с нормой о налоговом периоде “базовый календарный месяц)”, – говорит он. Определение максимальной розничной цены (цена, которая включает все налоги), по его словам, – в конфликте с нормой об акцизе, объектом которого является розничная реализация, а сам акциз начисляется дополнительно к максимальной розничной цене. “Мы не видим, каким образом резкое поднятие ставок и замораживание существующих законодательных противоречий может создать конкурентные условия в налогообложении и стимулировать экономическую деятельность в Украине”, – говорит Калиниченко. Ведь, отмечает он, в отсутствие механизма минимальных цен, производители сигарет не могут прогнозировать поведение конкурентов. (Лига/ Пищепром Украины и мира)

Добавить комментарий