Агропромышленный комплекс снова на грани больших реформ. О них грезил тогда еще профильный министр Николай Присяжнюк, который очень хотел начать с перестройки спиртовой отрасли, ликвидировать в ней криминал и пустить в 2013 г. рынок земли.
К этим темам возвращался преемник Присяжнюка, тоже уже бывший министр Игорь Швайка, который повторял мысли о создании Земельного банка, благоприятном налоговом режиме для аграриев.
Сегодня эти идеи продолжает развивать министр агрополитики Алексей Павленко. Причем, именно с его приходом все “замки из песка” трансформировались во вполне осязаемую стратегию реформирования аграрной отрасли.
В основе грядущей реформы АПК лежит концепция, которая основана на трех составляющих.
Первая – следование декларативным документам а-ля стратегия “Украина-2020”, программа деятельности правительства, коалиционное соглашение и вполне осязаемой Ассоциации между Украиной и ЕС.
Вторая составляющая – новая продовольственная политика и международная помощь. Эти принципы тоже неоднократно озвучивались: повышение качества продукции, облегчение работы фермерам за счет дерегуляции, привлечение международных кредиторов и консультантов (МВФ, Мировой банк, ЕИБ, ЕБРР), которые должны обеспечить приток инвестиций в отрасль.
Третий элемент концепции – дальнейшая евроинтеграция, улучшение бизнес-климата, повышение эффективности управления государственными активами. В последний пункт верится с трудом, учитывая опыт многих десятилетий, доказавших, что из государства собственник, мягко говоря, никакой.
Тем временем в МинАП рапортуют об успехах. “При поддержке министерства отменено или будет отменено сразу после вступления в силу законов, принятых Верховной Радой, 14 разрешений, 6 лицензий, и еще более 50 других изменений”, – заявил Алексей Павленко во время одного из последних заседаний Нацсовета реформ.
В частности, речь идет о ликвидации лицензирования импорта средств защиты растений, торговли пестицидами, племенными ресурсами, проведения фумигации. Кроме того, нотариусы с марта нынешнего года получили право регистрировать права аренды сельхозземель. Также появилась возможность одновременной подачи документов на право собственности и аренды земучастков.
Также 2 апреля из-под руки Президента вышел с подписью закон №191-VIII, направленный на дерегуляцию бизнеса. В том числе этот документ установил минимальный срок аренды сельхозземель в семь лет, закрепил арендные платежи в денежной форме (это скорее минус для фермеров, поскольку оплата “натурой” для них все еще актуальна), сократил перечень существенных условий договоров аренды и запретил отчуждение земель без согласия на то арендатора.
Это, разумеется, далеко не все. По данным МинАП, сейчас ожидают голосования еще около десяти законопроектов, которые усиливают роль территориальных общин в управлении земельными ресурсами, формируют конкурентный рынок аренды земли, меняют порядок согласования документации по землеустройству, а также касаются вопросов безопасности и качества продуктов питания, кормов, регулируют некоторые вопросы в сфере животноводства и растениеводства.
Но парламент особо не торопится рассматривать эти документы. Принят и подписан Президентом лишь один законопроект – №0905 “О побочных продуктах животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком”. Все остальные пылятся на полках профильных комитетов еще с конца 2014 г.
Поэтому, видимо, не зря в министерстве намекают, что для дальнейшего развития процесса нужна поддержка Национального совета реформ. Ведь в его состав входят и Президент Петр Порошенко, и спикер Рады Владимир Гройсман, и глава Администрации Президента Борис Ложкин. То есть фигуры, которые способны лично влиять на судьбу законодательных инициатив.
Кроме того, разработчики концепции отрапортовали, что немало шагов сделано и по инициативе самого министерства. Вероятно, самые значимые из них – компенсация ставок по кредитам и выявление “теневых” схем на госпредприятиях (снова-таки, очередной аргумент в пользу уменьшения доли госсобственности в АПК).
Следующие шаги в рамках реформы не менее масштабны. В МинАП рассчитывают отменить более 100 разрешительных документов и внедрить новые инструменты финансирования. Например, аграрные расписки, которые позволяют фермерам привлекать ресурсы под залог будущего урожая, уже работают в Полтавской области.
Правда, есть вероятность, что эта инициатива так и останется пилотной, поскольку сегодня аграрии слабо понимают суть расписок, нет действенного механизма защиты прав как кредитора, так и заемщика. Допустим, как будет взыскиваться долг в случае невозврата средств? Чем будет расплачиваться фермер в случае неурожая? Поэтому обещание красивое, но работоспособное ли – большой вопрос. Более того, даже если расписки заработают через 2-3 года, толку от этого? Ведь в ликвидности бизнес нуждается уже сегодня.
Не меньший интерес вызывает пункт, гласящий о новой концепции налогообложения АПК. Учитывая, сколь рьяно правительство стремится усилить давление на сельское хозяйство, такие планы вызывают опасение. Не исключено, что законодатели попытаются затянуть аграрную отрасль под механизм налогообложения, общий для всего остального бизнеса. Такие планы уже озвучивались в 2014 г.
Также представители Минфина недавно намекали, что упрощенную систему налогообложения будут перекраивать. А очень многие аграрии работают на “упрощенке”.
Некоторые пункты вовсе вызывают смешанные чувства. Например, фразы о развитии сельских территорий через стимулирование предпринимательства, или о привлечении в АПК малых форм бизнеса. Это звучит как обещания – без срока их выполнения и конкретной цели.
Не менее странно видеть в концепции пункт о продвижении отечественных производителей на внешние рынки. Безусловно, в самом желании поддержать украинскую продукцию нет ничего крамольного. Но для перехода на новые стандарты производства необходимы колоссальные ресурсы и желание со стороны бизнеса, что в условиях кризиса вряд ли достижимо. Для увеличения квот нужен пересмотр условий ассоциации, на что Евросоюз пойдет с очень малой вероятностью.
Так же нереалистично при нынешнем уровне коррупции выглядят обещания повысить эффективность и прозрачность Госматрезерва и Аграрного фонда. Причем, для борьбы с этой коррупцией ничего особо и не делается. На ум приходит разве что громкое увольнение в декабре 2014 г. руководителей “Укрспирта”, Аграрного фонда и Государственной продовольственно-зерновой корпорации. Но, как мы знаем, приход новых лиц отнюдь не означает ликвидацию старых схем.
К августу нынешнего года МинАП планирует завершить разработку единой стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на ближайшие пять лет. Планы глобальные, да и поддержка нешуточная (IFC, Всемирный банк). Также министерство и Фонд инноваций и развития Грузии договорились о привлечении грузинских экспертов в области реформ.
Но самый болезненный и острый вопрос, вопреки кажущимся благими планам, остается открытым: выиграет ли от этих реформ производитель и мелкие фермеры? Ведь в правительстве должны отчетливо понимать, что бизнес уже сегодня нуждается в простом налоговом режиме, реальных источниках финансирования и поддержки, а также в защите от более сильных европейских конкурентов. Хотя бы на переходный период, на время адаптации к требованиям ассоциации. И есть большие сомнения, что это даст запланированная реформа. По крайней мере, сегодня многое указывает на то, что власти хотят заключить с АПК своеобразную сделку: создать такие условия, чтобы аграрии платили и отчисляли в бюджет больше уже сегодня, пообещав им за это светлое будущее, но без гарантий, что это будущее когда-то вообще наступит. (Павел Харламов специально для РБК-Украина/Пищепром Украины и мира)