Эксперты оценивают рынок белорусских брендов в $1 млрд. Такую сумму озвучил председатель Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Александр Шумилин на международной конференции “Защита брендов в Таможенном союзе, СНГ и глобальном мире” в Минске.
“Весь рынок белорусских брендов оценивается в $1 млрд. При этом, по оценкам экспертов, стоимость 10 самых дорогих товарных знаков в Беларуси составляет более $500 млн. В частности, стоимость бренда “Санта-Бремор” оценивается в $71 млн., “Бабушкина крынка” – $69 млн., “Бульбаш” – $53 млн., “Оливария” – $51 млн., “Савушкин продукт” – $48,5 млн., “Велком” – $44,1 млн., “Беларусбанк” – $28,9 млн.
В целом, по словам Александра Шумилина, спрос на товарные знаки в последние годы стабильно растет. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, за период с 1985 по 2011 гг. он увеличился в четыре раза (с 1 млн. заявок до 4,2 млн.). Бренд сегодня – это высокодоходный товар и привлекательный объект для инвестирования, констатировал председатель ГКНТ. В стремлении к мировому господству на товарных рынках компании по всему миру ежегодно тратят $0,5 трлн. на брендинг, что превышает расходы на научные исследования и конструкторские разработки и составляет в некоторых странах до четверти от общего объема инвестиций компаний в нематериальные активы. Стоимость некоторых мировых брендов оценивается в десятки и сотни миллионов долларов.
Как отметил Александр Шумилин, в Беларуси постоянно совершенствуется законодательная база, развивается инфраструктура системы интеллектуальной собственности страны, осуществляется активное международное сотрудничество с зарубежными государствами как в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности, так и в контексте формирования и развития региональных интеграционных образований на европейском пространстве. “Результат виден уже сегодня: с 2006 г. количество зарегистрированных товарных знаков в Беларуси выросло более чем в два раза. Сегодня на долю товарных знаков приходится более 80% от общего числа всех действующих в стране объектов промышленной собственности, – отметил председатель ГКНТ. – В 2013 г. белорусскими и иностранными заявителями было подано свыше 5 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков в Беларуси. Ежегодно на территории Беларуси запрашивается правовая охрана более 6 тыс. международных товарных знаков, что говорит о привлекательности белорусского рынка для иностранных компаний”.
Говоря проблеме защиты брендов не только в Беларуси, но и в целом в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, Александр Шумилин отметил, что в последние годы партнеры по этим интеграционным образованиям прошли сложный путь по гармонизации национальных законодательств, в том числе и в сфере интеллектуальной собственности. С 2010 г. действует соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, сформирована нормативная база для действий единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, подготовлен проект договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров на территории государств – членов ТС и ЕЭП.
“Мы сейчас решаем ключевые вопросы формирования Евразийского экономического союза, в том числе в сфере координации действий по защите прав объектов интеллектуальной собственности, а также в области управления авторскими и смежными правами, – сказал глава ГКНТ. – Крайне важно, чтобы задача защиты прав на товарные знаки, борьбы с недобросовестной конкуренцией, противодействие нелегальному импорту товаров одинаково трактовались и эффективно решались в каждой из наших стран”. Белорусская сторона видит решение этой задачи в создании комфортных условий для регистрации и защиты интеллектуальной собственности, в широком конструктивном диалоге представителей компетентных органов, экспертов и правообладателей.
Организатором международной конференции “Защита брендов в Таможенном союзе, СНГ и глобальном мире” выступает ассоциация “БелБренд” совместно с “РусБренд” (Москва) и “КазБренд” (Алматы). Конференция проходит при поддержке правительства Беларуси, Евразийской экономической комиссии, Исполнительного комитета СНГ. Кроме государственных и негосударственных структур, дипкорпуса, деловых кругов, бизнес-сообщества, принять участие в дискуссии приглашены эксперты ряда международных организаций, ЕЭК, СНГ, ЕврАзЭС, Польши, Китая, рейтинговой компании МРР Cоnsulting (Украина), Международной ассоциации товарных знаков, членом которой является “БелБренд”. Активную часть аудитории составляют правообладатели белорусских и зарубежных брендов, патентные поверенные, специалисты в области защиты прав интеллектуальной собственности, стратегические партнеры из Казахстана и России. (БЕЛТА/Пищепром Украины и мира)