Владивостокский “Приморский кондитер”, спорящий за товарные знаки “Птичье молоко”, “Кара-Кум”, “Ласточка” с группой “Объединенные кондитеры”, просит первого вице-премьера Игоря Шувалова поддержать законопроект, который позволит сделать советские кондитерские бренды общедоступными.
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором “Приморский кондитер” просит поддержать законопроект, который позволил бы крупным производителям использовать советские торговые марки. Права на большинство советских брендов зарегистрировала на себя группа “Объединенные кондитеры” (“Рот Фронт”, “Красный Октябрь”, концерн “Бабаевский”). “Произошло это втихомолку, без уведомления других пользователей советских знаков”, – пишет гендиректор “Приморских кондитеров” Алексей Зайцев. Он предлагает перенять опыт Казахстана, где советские бренды оказались в коллективном пользовании. Представитель секретариата господина Шувалова подтвердил наличие письма, оно находится в работе, уточнил он. Законопроект, который кондитеры упоминают в своем письме, внесен в Госдуму прошлым летом законодательным собранием Приморского края. Зампред комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам парламента Приморья Владимир Беспалов не отрицает, что законодательная инициатива напрямую связана с ситуацией вокруг “Приморского кондитера”. Ранее “Приморский кондитер” разместил на своем сайте коллективное письмо президенту Владимиру Путину с просьбой разрешить пользоваться советскими кондитерскими брендами всем производителям. Но никакой реакции не последовало, сообщил юрист компании Олег Карьков.
орьба вокруг советских товарных знаков развернулась после отмены нормы, действующей до 2007 г.: она позволяла производителю, выпускающему продукцию под таким брендом до 1992 г., и дальше безвозмездно использовать названия. Однако семь лет назад такая норма была отменена, а ч. 4 Гражданского кодекса РФ позволяет правообладателю признавать контрафактными товары, этикетки и упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. А значит, и предъявлять компаниям, которые используют такие бренды, претензии в двукратном размере стоимости товаров. Так, например, компания “Приморский кондитер” получила иск на 210 млн. руб. компенсации за использование 41 товарного знака “Объединенных кондитеров”. Сумма всех исков “Объединенных кондитеров” к региональным производителям достигает 3 млрд. руб., указывается в письме. При этом с самой группой судилась и норвежская Orkla, под контролем которой в России санкт-петербургская Кондитерская фабрика имени Крупской и кондитерское объединение “Сладко” (“Оркла Брэндс Россия”), по целому ряду советских брендов и их производных (например, “Белочка” и “Аленка”).
Председатель совета директоров “Объединенных кондитеров” Сергей Носенко уверен, что передача в общее пользование просто уничтожит советские бренды. “”Объединенные кондитеры” годами вкладывались не только в качество продукта, но и установку коммуникации с потребителем. Это требует постоянных инвестиций”, – указывает господин Носенко, на которые, по его словам, “Приморские кондитеры” не готовы. “Мы предлагали компании владение брендом через ассоциативный орган, но никто не хочет вкладываться в продвижение, все хотят только паразитировать на уже раскрученном товарном знаке”,- возмущается он. Исполнительный директор НП “Русбренд” Алексей Поповичев уверен, что у бренда должен быть хозяин, “иначе название просто превратится в наименование”. В этом случае потребитель будет выбирать товар, опираясь исключительно на производителя, что, впрочем, на руку “Приморскому кондитеру”. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)